ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА БАЗИЛИКА В ФЕССАЛОНИКЕ - Страница 7

В связи с возведением базилики Леонтия или чуть позднее напротив средней экседры был пристроен существующий ныне мраморный U-образный в плане киворий на семи колоннах. В крипте устроен музей, в котором, главным образом, представлены обнаруженные резные фрагменты раннехристианской эпохи. VII–IX вв. исследователи датируют единственную сохранившуюся фреску в крипте, расположенную рядом с правой лестницей, – полуфигура Христа Еммануила; изображения великомученика Димитрия в темнице и святитеоля Николая (известно по снимкам Сотириу) не сохранились. В византийский период главной святыней храма был киворий, фундамент которого был открыт после реставрационных работ 1917 г. в левой части центрального нефа. Он возник, как полагают исследователи, в конце V или начале VI вв., известен исследователям по мозаичным изображениям над входом из нартекса и на аркаде северной колоннады (последняя мозаика, погибшая в пожаре 1917 г., сохранилась на фотографиях и в зарисовках Сотириу и Джорджа). Это было шестигранное, обложенное пластинами серебра деревянное сооружение на мраморном подножии, с пирамидальным завершением на столбах и двустворчатой дверью. Наверху находился увенчанный крестом шар с основанием в виде цветка лилии. Киворий архиепископа Иоанна описан в чудесах св. Димитрия (в связи с событием начала VII в.). Двери кивория (по мнению А. Мендзоса, на них могли быть изображены святые Нестор и Лупп, Косма и Дамиан) открывались в редких случаях для поклонения святому. Внутри кивория находился скимпус или кравватос (под этими названиями А. Грабар и П. Лемерль понимали некий вид ложа, Ксингопулос – саркофаг, Сотириу – мощевик; предположительно скимпус – это деревянные носилки для перенесения тела покойного, образцы которых были найдены в македонских гробницах; в кивории они могли символически изображать гробницу), а также два трона (А. Грабар), иконы великомученика и некой «госпожи Евтаксии», возможно Богородицы, рельефный образ неизвестного персонажа. Киворий воспринимался как жилище святого, хотя, были ли там его мощи, исследователям неизвестно. Киворий горел во времена архиепископа Евсевия и императора Маврикия, затем в начале VII в., при архиепископе Иоанне, и в третий раз около 620 г. По мнению ряда исследователей, он погиб в 904 г., во время захвата Фессалоники арабами, другие полагают, что он сохранялся дольше. А. Мендзос считает, что именно этот киворий воспроизведён в модели, созданной в правление императора Константина Х Дуки (1059–1067 гг; ныне в музеях Московского Кремля), и именно в нём находился упоминаемый в источниках X в. серебряный саркофаг с реликвиями святого. Согласно другой точки зрения, модель изображает киворий вообще или киворий из церкви Димитрия Солунского в Константинополе, а саркофаг находился в северо-западном компартименте базилики, так называемой гробнице святого. Со второй четверти XII в. (описание Никиты Фессалоникийского) упоминается мраморный киворий-балдахин; по мнению А. Мендзоса, он возник в это время.

 



 
PR-CY.ru