ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА БАЗИЛИКА В ФЕССАЛОНИКЕ - Страница 5

Тончайшая красочная лепка полутонами заменяется линейной трактовкой, акцент с живописного блика-мазка (как на мозаиках V–VI вв.) перемещается на контур и штрих, на строгие, чёткие линии и крупные, застывшие цветовые пятна (в некоторых случаях почти орнаментального характера), на смену лепке объёма мягкими «живыми» линиями приходит линейная очерченность силуэтов, все художественные средства окончательно отрешаются от иллюзорности раннехристианской живописи. Фигуры уплощённые, с маленькой головой, узкими плечами, с расширяющимся книзу внешним контуром драпировок, в движении фигур чувствуется церемониальная статичность, в композициях царит строгая торжественность, симметрия или повторное чередование фигур, не предполагающие возможности движения, исчезает ощущение пространственности сцены, однообразные отрешённые (образы великомученика Димитрия) лица с преувеличенно большими глазами лишены индивидуального начала. В то же время в ряде образов исследователи видят духовную активность и напряжённость. В кладке смальты больше схематизма и геометрической организованности, тессеры сделаны ровно, выкружкой (в ликах, под глазами), рядами (особенно в одеждах), растворяя многообразие в идеальной и чистой гладкости. Цветовая гамма мозаик отвлекает от ассоциаций с миром реальной природы, переливается золотом (власы великомученика Димитрия); свет на ликах лежит линиями, схематично намечая рельеф лица (в лицах ктиторов в сцене с великомучеником Димитрием, архиепископом Иоанном и неким Львом), или ровно освещая его (в лике великомученика Димитрия), или ровно – до плоскостности – высвечивая одежды. Мозаики базилики Димитрия Солунского в Фессалонике и современных ей памятников представляют завершающую фазу процесса, содержанием которого была кристаллизация специфически византийского образа. Обстоятельность обширных исторических циклов ранних римских мозаик заменяется выборочными, самыми значительными сценами с несколькими фигурами так, чтобы декоративная система росписи храма превратилась в сжатую, символически насыщенную формулу. Существует несколько версий, объясняющих назначение мозаик алтарных столпов и их связь с богослужением. Причём внешние грани каждого из столпов (северная грань северного столпа и южная грань южного столпа) были оставлены без декора. Мозаики располагаются на большой высоте. Поскольку уровень пола базилики VII в. был ниже, то предположение об их роли как поклонных образов исключено. А. Мендзос считает, что, возможно, замысел декорации алтарного пространства связан с празднованиями в честь великомученика Димитрия. Из сочинений Григория Паламы, Константина Арменопула и Симеона Солунского исследователям известно о большой литании, которая начиналась от храма Богородицы Катафиги в западной части города. Процессия двигалась к базилике и входила в храм с юго-восточной стороны. До основания парекклисиона св. Евфимия торжественный вход в храм был с восточной стороны южного нефа по широкой лестнице.

 



 
PR-CY.ru