ДЗЭН

ДЗЭН, дзен (от кит. чань и санскр. – созерцание, медитация) – одно из наиболее влиятельных направлений японского буддизма. Как самостоятельное учение дзэн возникает в VI в. в Китае в результате деятельности индийского буддийского проповедника Бодхидхармы (кит. Дамо; япон. Дарума), но классический Чань (парадоксальный и антикнижный) складывался в VII–VIII вв. Первые сведения о Чань проникли в Японию благодаря японским монахам, обучавшимся в Китае, и китайским монахам, прибывшим в Японию, уже в VIII – начале IX вв. Но в этот период идеи и практика Чань не получили распространения. Действительное проникновение Чань в Японию относится к концу XII в., а собственно японские школы дзэнского направления появляются с XIII в. Широкое распространение получили две школы – Риндзай (кит. Линьцзи), основанная Эйсаем (1140–1215 гг.), и Сото (кит. Цаодун), основанная Догеном (1200–1253 гг.). И Эйсай и Догэн до обращения к дзэну были адептами школы Тэндай. Влияние доктрины Тэндай отчётливо прослеживается в учении Эйсая. Догэн проповедовал более чистый вариант дзэна и был известен отрицательным отношением к официальным властям и к их вмешательству во внутримонастырскую жизнь. Именно эклектичный и более гибкий Риндзай-дзэн получил более широкое распространение и официальную поддержку государства. Риндзай-дзэн был наиболее популярен в Киото и Камакуре среди аристократии и самураев, а Сото-дзэн – прежде всего, на северо-востоке страны, а также в юго-западных провинциях, в основном, у сельского населения и среди провинциальных самураев. Учение о карме в дзэн отходит на второй план, главной целью приверженцев дзэн было достижение особого состояния сознания – «пробуждения» (сатори), в котором человек способен воспринимать вещи не-дуально, т.е. такими, каковы они есть в действительности. Главными средствами достижения сатори в дзэн считались: практика медитации в позе лотоса (дзадзэн), решение коанов – загадок, которые невозможно решить с помощью законов формальной логики, беседы с учителем (мондо). Канонические тексты и письменное слово как таковое были вспомогательными средствами, приоритет отдавался устному каналу передачи сакрального знания непосредственно от учителя к ученику («от сердца к сердцу»). Согласно дзэн, просветление наступает мгновенно, а не постепенно, как принято считать в большинстве буддийских школ. Возможность внезапного просветления обусловлена тем, что «сущность Будды» (ср. со ст. Татхагатагарбха) заключена в сердце каждого человека. Важна также ориентация дзэн на практическую деятельность, не отделимую от постижения истины. Быстрому распространению дзэн и превращению Риндзай-дзэн в фактически официальную религию в период Муромати (XIV–XVI вв.) способствовал успех в среде самурайского сословия, который исследователи объясняют следующими факторами. Во-первых, многие положения дзэн (активное отношение к жизни, примат практической деятельности, отрицание важности книжной традиции, снятие дихотомии «жизнь – смерть») были близки самураям по духу.

 



 
PR-CY.ru