ДРАЙВЕР Самуэль Роллес - Страница 2

Хотя библейская критика показала, что некоторые тексты, традиционно понимаемые как мессианские пророчества, не могут по причине их исторического контекста быть истолкованы в этом смысле, это ничего не меняет в том, что Ветхий Завет в целом пророчествует о пришествии Христа. Все выводы библейской критики, по мнению С.Р. Драйвера, результат определённых допущений, в свою очередь, также зависящих от предпосылок, на которых строится любое критическое суждение. Так, анализируя Пятикнижие, он рассматривает выводы о священническом кодексе «P» «более, чем достаточно установленными», в то время как анализ «JE» (слияние кодексов Яхвиста и Элохиста) часто оставляет многие вопросы без ответов. В своём методе С.Р. Драйвер выделяет два рабочих принципа: за каждой дошедшей до нас книгой лежит долгая традиция, в рамках которой первоначальный текст претерпел различные модификации, включал более поздние добавления, особенно в период, когда предание окончательно фиксировалось в письменной форме; древние еврейские авторы, как и их современники в других странах, пользовались некоторой свободой в композиции речей, вкладываемых в уста великих людей, «часто они удлиняли повествование, развивали его стиль, манеру того, что изначально было передано лишь как краткое сообщение, если это считалось созвучным с характером и целью данного персонажа». Методологически вывод о литературных источниках библейских книг, выделяемых на основании отличий стиля, лексики, богословия фрагментов одной книги, С.Р. Драйвер обосновывал тем, что именно такая работа с источниками была проведена в книгах Паралипоменон, автор которых был компилятором, использовавшим в сущности методы, которые критики приписывают авторам Пятикнижия. В случае с новозаветной литературой критическая методология лишается своих оснований, поскольку «по элементарным принципам исторического анализа» документы Нового Завета более близки по времени к событиям, о которых они повествуют, чем документы Ветхого Завета, и поэтому обладают иммунитетом перед скептическим взглядом исследователя. Это исключает «предположение, что события жизни нашего Господа, от которых зависят фундаментальные истины христианства, могли вырасти из традиции или являются чем-то ещё, а не достоверной историей». С.Р. Драйвер составил комментарии на книги Бытие, Исход, Левит, Второзаконие, книги Иова, Иоиля и Амоса, на шесть малых пророков и на Книгу пророка Даниила. В большинстве случаев комментарии ограничивались литературными, филологическими и историческими данными, только в комментариях на книгу Бытие отдаётся предпочтение богословским и нравственным вопросам. С.Р. Драйвер работал также над псалмами и некоторыми книгами пророков. Его текстологические и филологические знания библейской традиции отражены в словарях и комментариях. Он помогал Францу Деличу при составлении еврейского Нового Завета и работал над «Biblia Hebraica» Рудольфа Киттеля.



 
PR-CY.ru