ДРАЙВЕР Самуэль Роллес

ДРАЙВЕР Самуэль Роллес (1846–1914 гг.) – английский библеист. Образование получил в Уинчестер-колледже и в Нью-колледже в Оксфорде; работы С.Р. Драйвера по еврейскому, сирийскому языкам и Септуагинте были отмечены премиями. В 1870 г. С.Р. Драйвер стал членом совета, а в 1875 г. – тьютором Нью-колледжа, в 1876 г., после публикации работы по еврейской грамматике, вошёл в состав комиссии по подготовке пересмотренного перевода английской Библии. В декабре 1881 г. ординирован в диакона Церкви Англии; в сентябре 1882 г. стал профессором на кафедре еврейского языка в Оксфорде, где работал до конца жизни. В 1888 г. посетил Палестину, в 1908 г. впервые прочитал доклад в Британской академии на тему «Современные исследования, иллюстрирующие Библию». С.Р. Драйвер был почётным доктором университетов Абердина, Кембриджа, Дублина и Глазго, членом совета Британской академии (с 1902 г.), членом-корреспондентом Королевской Прусской Академии Наук. 21 октября 1883 г. в проповеди на тему «Эволюция совместима с верой», прочитанной в университете, С.Р. Драйвер говорил, что необходимо согласовать естественнонаучную методологию с верой в Библию как в божественное Откровение. Во «Введении в ветхозаветную литературу» позитивно оценил основные положения ветхозаветной науки, которые нашли классическое выражение в работах Юлия Велльгаузена. Возникновение критической христианской библейской науки С.Р. Драйвер относил к «тому же духу критической школы и исследований, который дал новую жизнь многим другим отраслям знания». Историю Израиля, по С.Р. Драйверу, нужно рассматривать как историю этноса в контексте развития других народов Древнего Востока, «поэтому по аналогии возможно, что они (евреи) прошли те же стадии ментального роста и те же стадии культуры; их повествования... могут… включать элементы, близкие к повествованиям других народов». С.Р. Драйвер считал, что Священное Писание создавалось как богодухновенное творение, которое «побудило священных авторов древности воспринять и различным образом возвестить замысел и цель Бога… в согласии с нуждами и обстоятельствами конкретного времени или повода; Библия подобна фонарю со многими стёклами, ясными и менее прозрачными, и горящее в нём пламя не светит через них одинаково чисто и ясно». Попытки С.Р. Драйвера сочетать веру и библейскую критику отчасти обусловлены философией идеализма, доминирующей в то время в Оксфорде. Он проводил различие между формой и содержанием Откровения и считал, что библейская критика и естественные науки имеют дело только с его формой. По мнению С.Р. Драйвера, Бог участвует не только в биологической эволюции, но и в изменениях, затрагивающих этические и религиозные нормы. С.Р. Драйвера считал, что такое понимание дано в Ветхом Завете, где изображено Откровение свойств Божьих и этических норм.

 



 
PR-CY.ru