ДАГАЕВ Нестор Константинович - Страница 2

При этом Н.К. Дагаев полемизировал с представителями западной историко-критической школы, относящими написание или окончательное формирование ряда ветхозаветных книг к более позднему времени. Анализируя историю канона в христианской церкви, он стремился доказать, что именно канонические книги изначально были приняты церковью в качестве богодухновенных книг Священного Писания. Неканонические книги пользовались авторитетом нравоучительных писаний, но их статус никогда не уравнивался со статусом «канонических». Н.К. Дагаев разделял историю формирования канона Ветхого Завета на три периода. Для первого, который продолжался до конца II в. н.э., характерно то, что христианский канон в целом представлялся в рамках канона палестинских иудеев. Отдельная цитация книг Нового Завета, не входивших в палестинский канон, согласно Н.К. Дагаеву, не должна рассматриваться как авторитетная, наравне с цитатами из канонических книг. Ранние отцы также придерживались иудейского канона, а «немногие цитаты… из неканонических книг ВЗ показывают..., что эти книги пользовались известным уважением, не простиравшимся, однако, до признания их боговдохновенности». Второй период (до III в.) отличается отсутствием точных представлений о каноне и может быть охарактеризован как «смешение канонических и неканонических книг с точки зрения их божественного происхождения» у св. отцов и авторитетных церковных писателей этого времени. В последний период (с IV в.) ясно «определяются границы канона, и закрепляется статус неканонических» книг. Большой заслугой Н.К. Дагаева исследователи считают  предложенное им объяснение генезиса канона в Восточной и Западной христианских церквах в связи с древнейшими системами канона у палестинских и александрийских иудеев. Исследование содержало описание учения о каноне Ветхого Завета в католической церкви и протестантизме. Диссертацию завершал краткий анализ отечественных сочинений на данную проблематику. Несмотря на огромный вклад, который внесла работа Н.К. Дагаева в современную ему русскую библеистику, исследователи нашли в ней и ряд недостатков. В настоящее время считается устаревшим мнение Н.К. Дагаева об окончательном завершении ветхозаветного канона при Ездре и Неемии, о едином палестинском каноне во времена Иисуса Христа и др. Указывая слабые стороны диссертации Н.К. Дагаева, один из его рецензентов, в частности, отмечал, что «автор... весьма мало уделяет внимания истории этого вопроса в русской Церкви» (Отзыв профессора И.Г. Троицкого). Как и в других работах о каноне, за рамками исследования Н.К. Дагаева остались такие важные для понимания вопроса темы, как, например, формирование ветхозаветного канона славянской Библии.



 
PR-CY.ru