ДАГАЕВ Нестор Константинович

ДАГАЕВ Нестор Константинович (1871 – после 1917 гг.?) – русский православный библеист, церковный публицист. Родился в Курской губернии в семье дьякона. Окончил Белгородское духовное училище, Курскую духовную семинарию, в 1895 г. – Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия и правом на соискание магистерской степени без новых устных испытаний. С 25 января 1896 г. занимал должности помощника инспектора и библиотекаря во Владимирской духовной семинарии. После защиты 9 марта 1899 г. в Санкт-Петербургской духовной академии диссертации «История ветхозаветного канона» и утверждения в степени магистра богословия Н.К. Дагаев был назначен преподавателем курсов библейской и церковной истории в той же семинарии. С 27 апреля 1900 г. – преподаватель курса Священного Писания Ветхого Завета в Рижской духовной семинарии; 1 августа 1902 г. был избран секретарём правления семинарии. Магистерская диссертация Н.К. Дагаева, посвящённая проблематике ветхозаветного канона, подвела определённый итог отечественным исследованиям по данной теме в ХIХ в. (см. Канон библейский). Монографии Н.К. Дагаева предшествовал ряд публикаций в богословской церковной периодике второй половины ХIХ в. Оценивая работы предшественников («отдельные очерки», не дающие всей картины), Н.К. Дагаев определил задачу своего исследования как «написание цельной истории канона» («Два важнейших вопроса в истории ветхозаветного канона»). Н.К. Дагаев использовал в диссертации термины «канонические» и «неканонические» книги Священного Писания Ветхого Завета, введённые в русскую богословскую науку в XIX в. в творениях Филарета (Дроздова) «Пространный Христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви» (1839 г.) и митрополита Макаря (Булгакова) «Введение в Православное богословие» (1847 г.). Все исследования второй половины ХIХ в. о ветхозаветном каноне раскрывали и детализировали исторические доказательства тех положений, которые были сформулированы в этих работах. Н.К. Дагаев приводит множество исторических свидетельств того, что такое выделение двух групп книг Ветхого Завета укоренено в древнейшей традиции православной церкви. Н.К. Дагаев представил широкий экскурс как в дохристианскую историю формирования библейского канона, так и в историю его становления в церкви. Решая вопрос о времени формирования канона, он исходил из традиционного воззрения, что это произошло во времена Ездры и Неемии. Для обоснования этой точки зрения Н.К. Дагаев реконструирует состояние канона палестинских иудеев во времена Иисуса Христа и апостолов на основе анализа новозаветных текстов, дополняя его свидетельствами из более ранних источников: из сочинений Иосифа Флавия, из «Третьей Книги Ездры», из «Второй Маккавейской», из «Книги Иисуса, сына Сирахова», из талмудических трактатов. Отдельно рассматривается история канона у александрийских иудеев.

 



 
PR-CY.ru