ДОКС

ДОКС, Дохс, Дукс (IX – начало X вв.) – болгарский монах (черноризец), видный политический и культурный деятель, сын хана Пресияна, младший брат князя Бориса (Михаила). Имя Докса с указанием степени родства с князем (frater eras Dox) включено в болгарский княжеский помянник на латинском языке на листах Чивидальского Евангелия (Чивидале-дель-Фриули). По предположению Васила Николова Златарского, именно Доксу адресовано послание папы Иоанна VIII (около 878 – 880гг.), отправленное в связи с возвращением Болгарии под церковную власть Константинопольского патриарха (в заголовках дошедших копий адресатом ошибочно назван князь Борис (Михаил), либо дано анонимное определение «Ad quemdam ex nobilibus Bulgaria»). В послании понтифик расточает многочисленные похвалы адресату и призывает употребить своё влияние на правителя, чтобы склонить его вернуться в церковную юрисдикцию Рима. До того как стали известны свидетельства латинских источников, исследователи иногда ошибочно считали Докса князем Борисом, принявшим монашество, либо смешивали его с Тудором Доксовым. Монашеский постриг Докс принял не раньше 880 гг. (исследователи не исключают, что одновременно с Борисом (Михаилом), постригшимся в 889 г.), поскольку послание папы Иоанна VIII адресовано явно светскому лицу. Исследователи предполагают, что монашеский период жизни Докса был связан с княжеским монастырём св. Пантелеимона близ Великого Преслава. Уже в монашестве Докс («честный человек Дукс черноризец») выступил инициатором перевода «Богословия» Иоанна Дамаскина, выполненного Иоанном Экзархом, о чём тот сообщает в предисловии («прологе») к славянскому тексту. Исследователям не вполне ясен характер взаимоотношений Докса с книгописцем Тудором, черноризцем Доксовым, переписавшим в 907 г. сборник слов против ариан Александрийского архиепа Афанасия, переведённый на славянский язык Преславским епископом Константином. Традиционно (по крайней мере, со времени В.Н. Златарского, 1897 г.) в литературе было принято считать, что Тудор был сыном Докса. Однако в 1980 гг. было высказано мнение, что определение «Доксов» обозначает не родство с Доксом, а принадлежность ему, т.е. Тудор был «домашним» монахом Докса и, как полагают исследователи, происходил из его челяди. Данная версия не была принята в болгарской исторической науке и вызвала критику. Однако исследователи не могут отказать ей в правдоподобии, учитывая обстоятельство, что статус книгописца в средневековом болгарском обществе, даже в период христианизации страны, едва ли был высоким.

 
PR-CY.ru