ДИОМИД, Диомед - Страница 2

Примерно в первой половине VI в. на том же месте, недалеко от Золотых ворот, возник посвящённый ему монастырь. Согласно Хронике Продолжателя Феофана, церковь Диомида была перестроена и украшена Василием I Македонянином (867–886 гг.), поскольку здесь он получил предсказание о восшествии на престол. Сохранилось два Похвальных слова Диомиду – Никиты Давида Пафлагона (конец IX – начало X вв.) и Максима Плануда (около 1255 – около 1305 гг.). Православная церковь почитает Диомида как целителя и призывает его имя во время совершения таинства елеосвящения. В Мартирологе Иеронима Стридонского (так же как и в Мартирологе Узуарда) день памяти Диомида отмечен 9 июня, тогда как в византийских синаксарях в этот день упоминаются мученики Орест и Родон. В Римском Мартирологе память Диомида указана 16 августа. Как правило, Диомид изображается юным мучеником с едва заметной бородой, с тёмными недлинными волосами, вьющимися на концах; одет в хитон и гиматий, обычно красного цвета, в руках крест. Такого типа единоличное изображение представлено на эмалевом медальоне (XI в.) Пала д'Оро (собор Сан-Марко, Венеция) – погрудно, в руке крест. Как правило, Диомид изображается в минейных циклах. В миниатюрах его образ сохранился в греко-грузинской рукописи XV в. (так называемой Афонской книге образцов) – юный, с короткой бородой, исследователи находят необычным то, что, подобно другим святым целителям (Пантелеимону, Косме и Дамиану), Диомид изображён в одеждах, схожих со священническими фелонью (красная) и подризником (голубой), с узкой полоской ораря, в руках не крест, а орудия его служения как целителя (не различимы; Российская национальная библиотека). Образ святого устойчиво встречается в настенных минологиях ряда балканских храмов: в нартексе церкви в Пече (1561 г., прописи 1667 г.) – полуфигура; в церкви святителя Николая в Пелинове, Черногория (1717–1718 гг.), – в рост; под 11 августа изображён вместе с мучеником Зеноном в церкви великомученика Георгия монастыря Старо-Нагоричино, Македония (1317–1318 гг.), – полуфигура. В русских минеях, несмотря на предпочтительное изображение под 16 августа Нерукотворного образа Спасителя, Диомид также представлен, например, в гравированных святцах на август гравёра Григория Павловича Тепчегорского, 1722 г. (Российская государственная библиотека). В греческом иконописном подлиннике начала XVIII в., «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота, описание Диомида дано в минейном разделе «Как изображаются страдания мучеников каждого месяца всего года» под 16 августа: «…Молодой с остроконечною бородою, был обезглавлен во время сна»; в русской традиции, согласно описаниям иконописных подлинников XVIII в., он «рус аки Флор (мученик Флор Иллирийский), власы с ушей кратки, брада невелика, в трёх ризах, верхняя киноварная, средняя вохряная, исподняя празеленная, в руке крест, в другой сосуд, на ногах сапоги».



 
PR-CY.ru