ДИОМИД, Диомед

ДИОМИД, Диомед (ум. в конце III – начале IV вв.) – святой врач, мученик (память 16 августа). Родился в Тарсе Киликийском в благочестивой христианской семье. По профессии врач, он не только лечил телесные болезни, но и избавлял от духовных недугов, призывая имя Христово. Переселившись из Тарса в Никею в Вифинии, Диомид исцелял и обращал в христианство многих жителей этого города, посещал темницы, где томились христиане, ухаживал за ними и укреплял в предстоящем мученичестве. Молва о Диомиде дошла до императора Диоклетиана (284–305 гг.). Правитель приказал воинам схватить врача и привести в город Никомидию. По пути Диомид попросил остановить повозку, сошёл с неё, чтобы помолиться, и, став на колени, предал душу Богу. Слуги императора, найдя Диомида уже мёртвым, решили отсечь ему голову в доказательство исполнения данного им поручения. В тот же миг они ослепли. Диоклетиан, увидев принесённую голову, приказал отнести её обратно и приложить к телу мученика. Когда воины выполнили это повеление, зрение вновь вернулось к ним, и они уверовали во Христа. Сохранилось два пространных Жития Диомида: анонимное и написанное около 1239–1240 гг. монахом Лаврентием Рутиенским из Калабрии, а также краткие версии Мученичества этого святого. Анонимное Житие Диомида, изданное Василием Васильевичем Латышевым (1855–1921 гг.) по Ватиканской рукописи, содержит дополнительные сведения по сравнению с Житием, написанным монахом Лаврентием: рассказ о вороне, который летал над телом мученика и охранял его от других хищных птиц до тех пор, пока некая богатая женщина Петрония, исцелённая Диомидом, не выкупила и не погребла с честью останки святого. По мнению В.В. Латышева, этот эпизод мог быть присоединён позднее каким-либо переписчиком, заметившим, что в Житии упущены сведения о погребении и времени кончины Диомида. Исследователи отмечают, что дата смерти указана по римскому календарю («перед третьими идами августа») с прибавленным позднее переводом на греческое времясчисление (11 августа), а 16 августа, когда впоследствии стало совершаться празднование в честь этого святого, является днём погребения мученика. В.В. Латышев считал, что оба пространных Жития восходят к общему несохранившемуся источнику, и что дополнение анонимного Жития было связано с необходимостью произнесения похвального слова в день памяти Диомида. Подлинность сведений, содержащихся в Житиях Диомида, вызывает сомнение у некоторых западных учёных (Р. ван Дорен, Т. Бекке). По мнению Ханса Георга Бека, монах Лаврентий является не автором Жития Диомида, а только переписчиком рукописи, в которой оно содержится. Почитание Диомида было широко распространено в Константинополе, уже при императоре Константине Великом (306–337 гг.) там был построен храм во имя мученика. В этом храме хранилась глава и другие мощи Диомида.

 



 
PR-CY.ru