ДВИНСКИЕ СОБОРЫ АРМЯНСКОЙ АПОСТОЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ - Страница 3

Вскоре после победы византийского императора Ираклия над Персией (629–630 гг.) наметилось церковное сближение между Византией и Арменией, закреплённое на Каринском соборе (630 г.). В 640 гг., перед угрозой арабского завоевания, Византия попыталась активизировать усилия по нормализации отношений с Армянской церковью. Император Констант II и Константинопольский патриарх Павел II направили послание Армянскому католикосу Нерсесу III и первенствующему князю Теодоросу Рштуни с предложением отказаться от осуждения Халкидонского собора. В Двине по инициативе католикоса и Теодороса Рштуни был созван Собор (648 г.) для обсуждения ответного послания, в котором было сформулировано вероучение Армянской церкви и определены различия между армянским и «греческим» (православным) вероисповеданиями. По сообщению армянского историка Себеоса, в Соборе приняли участие все епископы и нахарары Армении (их имена и количество не указаны). Себеос подробно пересказывает текст обсуждавшегося на Соборе постановления о вере, в котором особо подчёркивалось отличие учения Армянской церкви от «халкидонитства». При доказательстве его истинности авторы документа ссылались на постановления первых трёх Вселенских соборов; разъяснялся богословский смысл добавления «распныйся за ны» в Трисвятом песнопении. Анафеме предавались все еретики, включая халкидонитов, а также учение Саргиса, ученика Ованеса Майраванеци. В документе упоминались правила, согласно которым на вступавших во второй брак должна налагаться трёхгодичная епитимия, после чего они вновь допускались к причастию; тем, кто вступали в брак в третий или четвёртый раз, в причастии должно быть отказано. Постановления Собора были подписаны всеми присутствовавшими как духовными, так и светскими лицами, скреплены их печатями и переданы на хранение католикосу. Собор 719–720 гг. созван католикосом Ованесом III Одзнеци, чтобы рассмотреть, отобрать и принять правила из составленного католикосом канонического сборника – основы армянской «Книги канонов». Кроме того, в связи с обострившимися конфессиональными спорами следовало выработать постановления, касающиеся Греческой православной церкви, несториан, а также еретиков в армянской среде – павликиан и мессалиан. Собор принял свод правил из 32 статей, известный как «Каноны владыки Иованнеса Имастасера (Философа), католикоса Армянского». Наряду с вновь принятыми дополнениями в свод были включены правила католикосов св. Григория Просветителя, Саака Партева, Ованнеса I Мандакуни (правила 21–25). Отдельные правила устанавливали порядок богослужения (утренние, вечерние, ночные службы, воскресное богослужение). Восьмое правило закрепило использование пресного хлеба и неразбавленного вина на евхаристии; двадцатое – утвердило прибавление к Трисвятому; двадцать шестое и тридцатое – празднование Рождества и Богоявления 6 января. Правилом 32 было запрещено общение с павликианами. На Соборе вновь было осуждено учение Халкидонского собора.



 
PR-CY.ru