ДИОСКОРИД Педаний - Страница 2

Манускрипт украшен 383 полностраничными изображениями растений (исследователи полагают, что их было 435). Первоначальное расположение статей изменено: они следуют друг за другом в алфавитном порядке. Трактат о птицах из трёх книг тоже иллюстрирован: в первых двух изображения птиц размещаются между фрагментами текста, а в третьей на листе 483 представлена таблица, состоящая из 24 ячеек, в каждой из которых помещена птица. В начале рукописи находятся две полностраничные миниатюры, на которых изображены семь знаменитых фармакологов, среди которых на листе 3 представлен Диоскорид Педаний. Он же на листе 4 изображён сидящим в кресле и указывающим на корень мандрагоры, который держит стоящая перед ним аллегория Открытия. Ещё одно изображение Диоскорида Педания, пишущего в книге, лежащей на коленях, находится на листе 5. За его спиной – портик с нишей с аллегорией Изобретения, держащей в руках корень мандрагоры. Мандрагору рисует с натуры сидящий за мольбертом художник. Рукопись сменила многих владельцев, о чём свидетельствуют пометки на её полях: на латинском (сделаны с 1204 по 1261 гг.), еврейском и арабском (относятся ко времени после 1453 г.) языках. До падения Византии манускрипт находился в Константинополе и, как полагают исследователи, неоднократно копировался. Одна из копий была выполнена монахом Неофитом в середине XIV в. в монастыре св. Иоанна Предтечи в Константинополе. Ещё одна рукопись, близкая к венской как по составу текстов, так и по иллюстративному принципу и, по мнению исследователей, с неё скопированная, находится в Нью-Йорке в библиотеке Пирпонта Моргана. Она была создана в X в. в Константинополе и иллюстрирована более чем 750 изображениями растений и животных. Алфавитный порядок статей сохранён и в рукописи конца VI – начала VII в., хранящейся в Неаполе в национальной библиотеке, выполненной, как предполагают исследователи, в Равенне. В ней изображения растений занимают верхнюю часть листа, ниже находятся их описания, расположенные в два или три столбца. Миниатюры венского и неаполитанского кодексов позволяют исследователям идентифицировать растения, но, по мнению исследователей, они выполнены не с натуры. В неаполитанской рукописи они более реалистичны. В позднейших копиях изображения становятся менее узнаваемыми, схематичными. Иногда рядом с растениями появляются фигурки людей, может быть, пациентов. Так оформлена рукопись, по мнению исследователей созданная в конце VIII в. в Египте или Палестине. Многие греческие рукописи Диоскорида Педания, в том числе хранящаяся в Вене, содержат на полях надписи и комментарии на арабском языке, свидетельствующие об их использовании в мусульманской среде.



 
PR-CY.ru