ДОМНИЦКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 2

В тот же день эпидемия отступила. В 1868 г. Березну и её окрестности настигли «засуха и бездождие». 15 июня жители пронесли Домницкую икону крестным ходом к Воскресенской церкви, где после окончания литургии был отслужен молебен с коленопреклонением. Затем крестный ход двинулся на поля, вскоре пошёл дождь. В 1871 г. благодаря чудесной помощи Домницкой иконы в Березне прекратились участившиеся, как полагают исследователи, от поджогов, пожары. Указом от 26 сентября 1873 г. Святейший Синод разрешил ежегодное проведение 9 сентября (попразднство Рождества Пресвятой Богородицы) крестного хода с чудотворной иконой из Домницы в Березну, позже епархиальное начальство позволило в течение сентября переносить икону из одного храма Березны в другой. Сохранились свидетельства об исцелениях от Домницкой иконы. Сохранилось дореволюционное воспроизведение иконы в журнале «Русский паломник» (1908 г.). В настоящее время Домницкая икона пребывает в церкви великомученицы Параскевы возрождённого в 1995 г. (был закрыт в 1952 г.) Рождественского Домницкого монастыря. До открытия монастыря Домницкая икона находилась в селе на хранении у двух благочестивых женщин, получивших её из рук насельника монастыря (монаха Виталия?). Святыню временно поместили над царскими вратами, в ближайшее время её предполагают перенести в специальный киот у правого клироса. В 2007 г., в дни Великого поста (с 31 марта), на праздник Пасхи и в Светлую седмицу, Домницкая икона пребывала в Киеве: в Свято-Владимирском духовно-просветительском центре, в церквах во имя великого князя Владимира и Евфросинии Полоцкой. Иконография Домницкой иконы относится к типу Одигитрия с Младенцем Христом на левой руке. К особенностям извода Домницкой иконы исследователи относят характер склонённости головы Богоматери к Младенцу, Её распахнутый у шеи мафорий и видимый уголок хитона. Благословляющая десница Младенца – перед грудью, а не отведена, в левой ручке – свиток. Живописный слой иконы не исследован, по стилистическим признакам исследователи относят её ко времени не раньше середины XIX в. Характер многочисленных гвоздевых отверстий на лицевой части иконы свидетельствует о том, что она была украшена ризой (современная риза сшита из ткани, нитей и стекляруса). По нижнему полю на чёрном фоне жёлтой краской выполнена надпись. Сравнение живописи Домницкой иконы, особенно её извода, с чудотворной Корсунской (Эфесской) иконой Божьей Матери исследователи считают слишком общим и, по их мнению, имело целью указать на древность иконы. Гравированное изображение чудотворной иконы работы Григория Павловича Тепчегорского содержится в рукописном сборнике «Солнце Пресветлое», составленном сторожем московского Благовещенского собора Симеоном Моховиковым в 1715–1716 гг. (Научная библиотека МГУ), и в его варианте, переписанном в 1730 г. Федором Мурыгиным (Исторический музей).



 
PR-CY.ru