ДЖАЙНИЗМ - Страница 4

Согласно преданию, и при жизни Джины Махавиры, и позднее в общине возникали разногласия по вопросам учения. Из текстов джайнского канона известно о семи еретиках, которые пытались внести новшества в учение Махавиры и тем самым расколоть общину. Зять Джины Махавиры Джамали отстаивал тезис о том, что начатое дело ещё не сделано, в отличие от учения Махавиры, который утверждал, что результат деяния уже содержится в самом действии. Тишьягупта провозгласил тезис о наличии в душе некой последней части, которая и делает душу тем, что она есть. Ашадха учил о том, что почтение должно выражать не наставникам, а богам, пребывающим в телах наставников. Ашвамитра проповедовал учение, согласно которому всё преходяще, и совершённое в этой жизни не имеет никаких последствий. Ганга заявил о возможности совершения двух противоположных действий в одно и то же время. Чхалуя Рохагупта отстаивал учение о трёх сущностях (душе, не-душе и псевдо-душе) и заложил основу, по мнению джайнов, индуистской ортодоксальной школы вайшешика. Гоштхамахила провозглашал, что кармическая материя не полностью соединяется с душой и не связывает духовную субстанцию, а всего лишь соприкасается с ней, в противном случае освобождение было бы невозможно. Однако эти разногласия не носили принципиального характера и довольно быстро потеряли значение. Раскол в рамках джайнизма произошёл между монахами – сторонниками ношения белой одежды – шветамбарами (букв. – одетые в белое) и нагими аскетами – дигамбарами (букв. – одетые в стороны света). Это разделение в рамках джайнизма существует по настоящее время. Согласно традиции, раскол произошёл из-за того, что во время руководства общиной учителем и знатоком писаний Бхадрабаху в Магадхе, где пребывала тогда джайнская монашеская община (сангха), разразился голод, который продолжался 12 лет, и часть монахов, чтобы выжить, была вынуждена отправиться на юг страны. Оставшиеся в Магадхе немощные и престарелые монахи под руководством наставника Стхулабхадры со временем ввели обычай ношения монахами белой одежды и провели Собор, где были собраны и кодифицированы проповеди Махавиры, вошедшие впоследствии в джайнский канон. После истечения 12 лет часть монахов вернулись с юга и обнаружили новшества, которые отказалась принять. Это и послужило поводом к расколу джайнизма на два направления, оформившемуся, согласно традиции, к I–II вв. Однако традиционное представление о времени и причинах раскола вряд ли может быть принято исследователями в качестве научно обоснованного, т.к. самые ранние упоминания о разделении джайнизма относятся к V в. н.э. Скорее всего, как считают исследователи, деление джайнизма на дигамбаров и шветамбаров отражает две изначально существовавшие в джайнизме тенденции: одна заключалась в следовании «образу жизни Джины» (джинакальпа) и была распространена, в первую очередь, на юге и востоке Индии, вторая же идеализировала «образ жизни старейшин» (стхавиракальпа) и локализовалась по большей части на северо-западе и в центре Индии. Первоначально различия между ними не принимали форму догматических расхождений, оба «образа жизни» не исключали друг друга. И, хотя нагота рассматривалась как высший идеал (уподобление Джине), большинство монахов могли носить одежды под давлением обстоятельств, не нарушая идей религиозной святости.

 



 
PR-CY.ru