ДУХКХА - Страница 2

В первом случае различались: (1) страдания, обусловленные самим фактом рождения, который объясняется кармой и сансарой; (2) телесные страдания, начиная с болезней; (3) страдания, вызываемые внешними факторами – голодом, климатическими явлениями, насекомыми и т.д.; (4) ментальные расстройства депрессивного характера, вызываемые различными неприятностями (например, смерть близких людей). По сущностным признакам духкха (дуккхата букв. – страдательность) разделяется на обусловленную телесной болью, самим существованием и изменчивостью любого характера. Четыре «благородные истины» неоднократно уточнялись и истолковывались в литературе Абхидхармы. В «Петакопадесе» (II в. до н.э.) духкха включает все три возможных чувствования: приятное, болезненное и ни то ни другое. Духкха составляет триединство с двумя другими кардинальными характеристиками существования в буддизме: непостоянством (анитья) и отсутствием «я» (анатма, см. ст. Анатмавада), каждая из которых раскрывается через две другие. Определяющее значение духкха имеет в генетически близком к буддизму мировоззрении традиционной индуистской философской школы санкхьи. Её канонический текст «Санкхья-карика» Ишваракришны (не раньше III в. – не позднее V в.) открывается положением: «От натиска тройственного страдания – желание познания средства противодействия ему» (перевод с санскрита: Владимир Кириллович Шохин), т.е. факт закабалённости индивида страданием (духкха) задаёт основную прагматическую установку системе; источник страдания онтологичен и восходит к взаимокорреляции трёх гун; «феноменальные» проявления страдания в виде старости и смерти соответствуют существованию духовного субъекта-пуруши как погружённого в сансару; ступени противодействия страданию образуют лестницу «достижений», завершающуюся их полной «изоляцией». Очень близка буддийской и классификация трёх разновидностей духкхи, развиваемая всеми комментаторами Ишваракришны: страдания от себя – как телесные, так и ментальные (ср. вторая и четвёртая разновидности у буддистов); страдания от живых существ, в том числе и из-за других людей; страдания от сверхчеловеческих источников, включая стихийные бедствия, вызываемые демонами (ср. третья разновидность у буддистов). Все прочие направления индийской мысли также имеют трактовки духкхи в том или ином объёме. В итоге предлагается два способа решения проблемы человеческого страдания, которые являются взаимодополняющими крайностями: согласно первому, страдание присуще самой природе человеческого существования и болезнь, на которую должна быть обращена вся «терапия», является для человека органичной и изначальной, точнее, безначальной; согласно второму, напротив, необходимо рассматривать духкху как иллюзию, проекцию неведения (см. ст. Авидья).



 
PR-CY.ru