ДЖИВА

ДЖИВА (санскр. – жизнь, живое существо, душа) – одно из основных обозначений духовного начала в индийских религиях и философиях, имеющее некоторое сходство с европейским понятием «душа»; тесно связано с индийским понятием Атман. В литературе Вед джива обозначает «жизнь»; в «Упанишадах» джива отождествляется с проницающей все живые существа, но не исчезающей после смерти «тонкой» основой всего сущего. В шраманский период индийской культуры, в середине I тыс. до н.э., джива становится уже предметом философских дискуссий. Один из нормативных философских споров того периода состоялся по вопросу о том, являются ли душа и тело чем-то тождественным («что тело, то и душа»), или они различны («одно – душа, другое – тело»). Первой позиции придерживались индийские материалисты, Аджита Кесакамабала и его последователи, второй – представители дуализма, например, Пакудха Каччаяна, у которого джива нематериальна и является одной из субстанций «разложения» любой психофизической организации. В «Катха-Упанишаде» «живой Атман» (дживатман), вкушающий плоды деяний, объявляется господином всего, что есть и что будет, и отождествляется с Атманом как таковым; в «Бхагавадгите» джива – «высшая» природа божества («низшая» конституируется четырьмя материальными стихиями: пространством, умом-манасом, эготизмом и интеллектом-буддхи), которой поддерживается мир. Здесь же впервые развёртывается «психогенез»: божество Кришна сообщает, что его частица в мире живых становится дживой – «господином», который «тащит за собой» пять чувств с умом-манасом, воплощаясь и развоплощаясь, предаётся удовольствиям всех чувств и может быть увиден только теми, чьё зрение – знание. Во входящем в книгу  12 «Махабхараты» философском трактате «Мокшадхарма» («Наука об освобождении») джива трактуется как активное начало, которое «заставляет всё действовать» (и чьё существование выводится именно из наличия действия в этом мире); оно наделено сознанием и противопоставляется (что самое главное) Высшему Атману, приводящему в движение семь миров. Только теперь к дживе подходит широко применяемое определение «индивидуальная душа», поскольку её онтологическим коррелятом становится «душа универсальная». Учение о дживе организует основную смысловую структуру философии и религии джайнизма. Уже в канонической пракритской «Уттараджджхаянасутте» была представлена онтологическо-сотериологическая категориальная система джайнизма из девяти составляющих, а именно: джива как субстанции, не-души (субстанции материи, пространства, начал движения и покоя), закабаления дживы тонким кармическим веществом, добродетели, порока, притока в душу кармического вещества, приостановления этого потока, окончательного его прекращения и освобождения.

 



 
PR-CY.ru