ДОБРОДЕТЕЛЬ - Страница 4

Существенно важное свойство христианских добродетелей – их абсолютно бескорыстный характер, поскольку праведная жизнь, ориентированная на достижение добродетели, является ответом на явление высшего Блага, предполагающего самоотдачу, отказ от интересов своего «я», способность следовать за Христом. В преодолении стихии эгоцентризма, в подвигах нравственного самоотречения человека и его следования за Христом выявляется сотериологическая значимость христианских добродетелей. Вместе с тем в миссии нравственного служения церкви значимыми и этически оправданными были признаны и естественные добродетели. Творческий характер их рецепции был определён идеально возвышенными мировоззренческими и этическими принципами христианства. Оскудение нравственного энтузиазма в стремлении к воплощению добродетелей в жизни современного мира с его тенденциями этического релятивизма, заменой «должного» «принятым», санкционированием гедонистического начала и преувеличением значимости человеческих потребностей привело к теоретической аберрации понятия добродетели, вследствие чего философия оказалась перед дилеммой: является ли понятие «добродетель» умозрительной конструкцией, или оно отражает реальный аспект нравственного совершенства человека. «Современное переосмысление понятий добродетели и порока, когда первое вызывает насмешку, а второе приобретает смысл весёлой забавы, очень угодно дьяволу, который старается укоренить это искажённое представление» в умах людей. В учении церкви, история которой полна примеров добродетелей святых, реальность добродетели как проявления достигаемого праведниками богоподобного достоинства никогда не ставилась под сомнение. До встречи с эллинистическим миром язык Библии не знал философского понятия «добродетель», отсутствие которого компенсировалось конкретным и глубоко содержательным понятием «хождение перед Богом» (Быт. 5:24; 6:9; 17:1; 48:15; 3 Цар. 2:4; 3:6; Пс. 55:14; 114:9 и др.), выражавшим верность человека завету, нравственную стойкость и постоянство в исполнении дел добра и правды. В синодальном переводе Ветхого Завета слово «добродетель» используется для перевода еврейского слова в соответствующих контекстах 2 Пар. 32:32; 35:26, где речь идёт о славных, добродетельных деяниях царей Езекии и Иосии. Несмотря на отсутствие специального термина, Ветхий Завет изобилует яркими примерами проявления добродетели в религиозной и нравственной жизни Древнего мира. Ефрем Сирин, говоря о добродетели праведного Ноя, указывал, что тот «пятьсот лет хранил... девство среди людей, о которых сказано: растли всяка плоть путь свой». Добродетель праведного Иова, которая заключалась в благодарной преданности Богу, соделавшей ничтожным все усилия сатаны, «проповедовал Сам Бог пред собранием небесных сил». Веру и добрые дела праведников Ветхого Завета (Гедеона, Варака, Самсона, Иеффая, Давида, Самуила и др., «которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих») в качестве примеров добродетели приводит апостол Павел (Евр. 11:33–34).

 



 
PR-CY.ru