ДИАЛЕКТИКА - Страница 7

Познание умопостигаемого, по Платону, связано с учением о ступенях диалектического пути (или разделах диалектического метода), которые включают: «первый раздел – познание, второй – размышление, третий – веру, четвёртый – уподобление. Оба последних, вместе взятые, составляют мнение, оба первых – мышление». Это представление о диалектическом пути, предполагающем, с одной стороны, деление на мышление и противоположное ему мнение, каждое из которых, в свою очередь, делится на ум и рассудок, веру и уподобление (мнение, представление, воображение), соответствует, с другой (метафизической) стороны, делению на небесный, умопостигаемый мир и земной, чувственно воспринимаемый и далее – разделению каждого из них еще на две области. Две области умопостигаемого отличаются друг от друга как по своему статусу, так и по характеру их познания, если низшая постигается из «предположений» (гипотез-идей), имеющих в своей основе чувственный опыт, то высшая, по Платону, представляет собой постигаемое умом беспредпосылочное начало всего, познание которого позволяет понять мир идей, а через него и сам эмпирический мир (космос). Науками, содействующими диалектическому познанию «по предположениям», являются арифметика, геометрия, астрономия, музыка, которые вместе с мусическим искусством и гимнастикой необходимы для воспитания и образования философа. Философия как любовь к мудрости и диалектическое познание истинно сущего невозможны вне любви, поэтому одним из оснований диалектики Платона, которое им же диалектически обосновывается, является учение о любви; в диалоге «Пир» любовь рассматривается как обязательное условие познания, восхождения от телесных вещей к бестелесным, от имеющих аналогии в чувственном мире к объясняемым только из самих себя. У Аристотеля диалектика приобретает новое истолкование в связи с разрабатываемой им наукой, получившей позднее название «логика», а также вследствие иной трактовки отношений между эйдосами («идеями») и вещами и отличного в сравнении с философией Платона учения об умопостигаемом. Создаваемая Аристотелем логика была неразрывно связана с его метафизикой как учением о бытии и познании и решала важнейшие теоретико-познавательные задачи. Аристотелю, который был хорошо знаком со всеми направлениями античной диалектики, удалось выделить основные логические формы мышления, дать описание законов логики, систематически разработать учения о дедукции и индукции, категорическом силлогизме, доказательствах и опровержении и впервые применить для решения логических проблем средства формализации. В своём главном учении о доказательстве Аристотель отмечал, что «доказательство есть некоторого рода силлогизм, но не всякий силлогизм – доказательство», имея в виду, что логическая правильность вывода из посылок не тождественна достоверности (истинности) вывода; проводил принципиальные различия между аподейктикой, диалектикой и эристикой и рассматривал: а) аподейктику как доказательное знание, связанное с такими силлогизмами, которые строятся на основании (истинных) посылок, обеспечивающих достоверное знание; б) диалектику (которая была преимущественно разработана в «Топике») как вероятностное знание, связанное с «диалектическими силлогизмами», которые основываются на правдоподобных посылках, мнениях, принадлежащих «всем или большинству людей, или мудрым»; в) эристику в качестве характерных для софистов силлогизмов, состоящих из посылок, кажущихся правдоподобными, но заключающих внутренние противоречия.

 



 
PR-CY.ru