ДИАЛЕКТИКА - Страница 6

Разрабатываемая Платоном концепция знания как «припоминания» или «воспоминания», которая в историко-философских исследованиях двух последних веков включала широкий спектр толкований – от психологического до трансцендентального и феноменологического, в «Федре» раскрыта с важными пояснениями: во-первых, учение о предсуществовании души и созерцании умопостигаемого мира идей рассматривается в качестве обязательного условия рождения человека, вселения души в тело и принятия человеческого образа; во-вторых, подчёркивается религиозно-нравственная сторона диалектического познания, связанного в своих истоках с таинствами. Платон писал: «…Душа, никогда не видавшая истины, не примет такого образа, ведь человек должен постигать (её) в соответствии с идеей, исходящей от многих чувственных восприятий, но сводимой рассудком воедино. А это есть припоминание того, что некогда видела наша душа, когда она сопутствовала богу, свысока глядела на то, что мы теперь называем бытием, и поднималась до подлинного бытия. Поэтому по справедливости окрыляется только разум философа: у него всегда по мере его сил память обращена на то, чем божествен бог. Только человек, правильно пользующийся такими воспоминаниями, всегда посвящаемый в совершенные таинства, становится подлинно совершенным». В «Федре» диалектика определяется как способность «возводить к единой идее то, что повсюду разрозненно, чтобы, давая определение каждому, сделать ясным предмет поучения», а вместе с тем как «способность разделять всё на виды, на естественные составные части»; в «Софисте» диалектика присуща только «искренне и справедливо философствующему», а «диалектическое знание» – это способность «различать всё по родам, не принимать один и тот же вид за иной и иной за тот же самый»; способность, которая должна быть раскрыта путём двух видов очищений («из которых один касается души и отличен от того, который касается тела»); способность, которая, как это с величайшим искусством демонстрирует Платон, опровергая ряд ошибочных тезисов о бытии, позволяет различать бытие и небытие и последовательно выводить пять родов: бытие, покой, движение, тождественное и иное. В «Пармениде» Платона представлена поразительная по своей виртуозности диалектика единого и иного. Рассматривая тщательным образом положения, следующие из диалектического исследования тезиса «если есть единое, то может ли это единое быть многим?», а затем – из противоположного ему антитезиса «каким должно быть иное, если единого не существует?», Платон приходит к выводам, которые касаются проблем соотношения (одной) идеи и множества вещей и не упоминаемого в этом диалоге метафизического учения о едином и ином. В «Филебе» Платон определяет диалектику как способность «познания бытия подлинного и вечно тождественного по своей природе» и подробно рассматривает диалектику бытия и становления. В сочинении «Государство», которое создавалось на протяжении многих лет, философия отождествляется с диалектикой, а философ с диалектиком – ему «доступно доказательство сущности каждой вещи»; задача, стоящая перед диалектиком, – созерцание бытия и всего умопостигаемого, постижение посредством мышления сущности блага как «вершины умопостигаемого».

 



 
PR-CY.ru