ДИАЛЕКТИКА - Страница 5

Главные черты этого типа диалектики, который сознательно или бессознательно воспроизводился в истории философии в качестве некоего архетипа, исследователи предполагают: 1) неразрывную связь диалектики с учением об «идеях»; не случайно именно у Платона впервые появляются термины «диалектика» и «идея» и получают толкование, которое и в настоящее время сохраняет своё значение; 2) понимание диалектики как познания истинно-сущего бытия («идей», самой истины); учение об онтологической природе диалектики, единстве познания и бытия, тождестве мышления и бытия; предвосхищение учения о так называемой субъективной и объективной диалектике; 3) понимание диалектики в смысле восхождения души от земного мира к небесному (к миру идей), от условного к безусловному, от чувственно воспринимаемого к умопостигаемому миру; 4) понимание диалектики как богопознания и созерцания душой божественного (горнего) мира, полагающего предел мысленному восхождению человека; учение о непостижимости бога; понимание бога как блага, а нравственной цели человеческой жизни как уподобления богу; 5) истолкование диалектики в качестве принципа самой божественной реальности, Единого, которое в отношении к себе и другому («иному») порождает всю иерархию (нисходящих) реальностей; 6) учение об идеях – «образцах» вещей и числах – «пределе» вещей в их отношении к вещам; 7) учение о пути вниз, от «идей» (бытия) к чувственно воспринимаемому миру, от созерцаемого и умопостигаемого мира к самим вещам; 8) учение о «воспоминании» идей – априорном принципе диалектического познания; 9) учение о доказательствах истины и опровержении лжи; 10) учение о логических и метафизических противоречиях; 11) метод дихотомического деления понятий (анализ) и их соединения посредством идеи (синтез), логического деления на роды и виды; 12) диалектический анализ учений о категориях единого и многого, бытия, небытия и становления, движения и покоя, тождественного и иного. Платоновская концепция диалектики, имеющая непосредственное отношение к «идеям», менялась и усложнялась вместе с учением об идеях; изначально связанная с логикой, с законами тождества и противоречия, доказательством и опровержением, она вобрала в себя опыт мистического созерцания умопостигаемого как необходимую предпосылку для объяснения чувственно воспринимаемого мира. Этим обстоятельством обусловлено то многообразие определений диалектики, которое исследователи обнаруживают в диалогах Платона: в «Кратиле» диалектик тот, кто умеет ставить вопроcы и давать ответы, в «Меноне» исследование истины посредством правильно поставленных вопросов наталкивается на антиномию («…человек, знает он или не знает, всё равно не может искать. Ни тот, кто знает, не станет искать: ведь он уже знает, и ему нет нужды искать; ни тот, кто не знает: ведь он не знает, что именно надо искать»); эта антиномия, которая разрешается ссылкой на авторитет жрецов и жриц, Пиндара и «божественных поэтов», учивших о бессмертии души (хотя в «Федоне» приводятся доказательства её бессмертия), ведёт к определению диалектики как «припоминания»; если «душа бессмертна, часто рождается и видела всё и здесь, и в Аиде, то нет ничего такого, чего бы она не познала; поэтому ничего удивительного нет в том, что и насчёт добродетели, и насчёт всего прочего она способна вспомнить то, что прежде ей было известно…, ведь искать и познавать – это как раз и значит припоминать».

 



 
PR-CY.ru