ДИАЛЕКТИКА - Страница 3

Несмотря на огромную историко-филологическую работу, проделанную современными исследователями античной философии, нынешнее состояние источников по «досократовской» философии и сложившиеся принципы их толкования делают чрезвычайно трудными какие-либо категорические суждения относительно раннего этапа античной диалектики. Если связывать возникновение диалектики с термином «диалектика», то следовало бы сказать, что до философии Платона никакой диалектики не было. Другой путь, который может отталкиваться от содержательного или технического определения диалектики, рассматривая диалектику в качестве специфического типа философского конструирования, так или иначе всегда будет иметь в виду диалоги Платона, запечатлённые в них традиции античного философского спора и общее понимание им диалектики как учения о противоположностях и логико-метафизических отношениях между ними. С этой точки зрения к истории доплатоновской диалектики исследователи относят: 1) фрагменты Гераклита о Логосе, едином и многом: «…Из всего – одно, из одного – всё», «выслушав... Речь (Логос), должно признать, что мудрость в том, чтобы знать всё как одно»; о противоположностях, их связях, сопряжении и переходе друг в друга: «Одно и то же в нас – живое и мёртвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое, ибо эти (противоположности), переменившись, суть те, а те, вновь переменившись, суть эти»; 2) метафизические аргументы Парменида в сочинении «О природе», доказывающие существование бытия через противоположность – невозможность существования небытия и отождествляющие это вневременное и внепространственное бытие (единое) с мышлением («одно и то же – мышление и то, о чём мысль…» – перевод Андрея Валентиновича Лебедева); 3) «аргументы» (апории) Зенона Элейского, имеющие характер антиномий, с одной стороны, единого и многого, конечного и бесконечного, делимости и неделимости пространства и времени, с другой – противоположности между движением как чувственно воспринимаемым фактом и невозможностью его логического (непротиворечивого) описания, между существованием множества воспринимаемых вещей и невозможностью доказать их существование логическим путём и др.; 4) логические исследования «сущего» и «не-сущего» в сочинении «О не-сущем, или О природе» софиста Горгия Леонтинского, непознаваемости «сущего» и его «неизъяснимости». Важнейшей для развития античной диалектики и формирования навыков диалектического мышления стала эпоха «греческого Просвещения», связанная с именами Сократа и софистов, когда вместе с рождением в Афинах риторики как искусства построения художественно совершенной речи (Протагор, Горгий) и возникновением гимнасий, школ среднего уровня с преподаванием грамматики и риторики, обнаруживается, что различия, поначалу кажущиеся несущественными в понимании места, роли и цели диалектических построений в философии и риторике, оказываются принципиальными и ведут к их обособлению, а тем самым углубляют существующие противоречия между пониманием диалектики как а) метода познания истины в философии, б) средства убеждения в своей правоте в ораторском искусстве и в) метода преподавания философии.

 



 
PR-CY.ru