«ДРУГ ИСТИНЫ»

«ДРУГ ИСТИНЫ» – еженедельное издание (в 1888 г. в подзаголовке называлось газетой, но печаталось в формате журнала), выходившее с 19 марта 1888 г. по октябрь 1890 г. в Москве. В 1888 г. вышло 42 номера (№1–3 выходили вторым изданием), в 1889 г. – 52 (многие из них были сдвоенными), в 1890 г. завершилось на №38/52. Инициаторами издания были московские священники, идея принадлежала протоиерею Ивану Виноградову. Перед «Другом истины» ставилась задача «вести борьбу с расколом старообрядчества и с другими сектами». Редакторами одновременно были священники Николай Красновский, на квартире которого в приходском доме Воскресенской церкви на Таганке располагалась редакция, и Николай Покровский, издателем был священник Василий Барбарин. Эти и другие московские клирики (протоиерей И. Виноградов, священники Сергей Марков, Виталий Красновский, Евлампий Кременский, Иван Орфанитский, Иван Бушневский, Василий Соболев и др.) и миряне (С.В. Барбарин, И. Беляев) являлись регулярными авторами. Были постоянные корреспонденты в провинции (киевский епархиальный миссионер священник С. Богданович, единоверческий священник Савва Спиглазов и др.). В журнале помещались вероучительные и нравоучительные беседы и проповеди, в том числе о Символе веры, церкви и таинствах, клятве, церковном суде и дисциплине («Кто судит епископов?» священника В. Красновского), почти все эти публикации имели полемический характер. Регулярно печатались стенограммы и отчёты собеседований со старообрядцами, отзывы на события из жизни старообрядчества и сектантства и на новые книги по этой тематике; репортажи и письма старообрядцев (иногда перешедших в православие) разных согласий, обычно содержащие полемические выпады против других согласий и толков. Наибольшее значение для историка старообрядчества, по мнению исследователей, имеют публикации документов (например, «Послание старообрядческого архиепископа Афанасия Браиловского») и статьи священника Н. Красновского о книжной справе («Состояние церковно-богослужебных книг пред временем исправления их патриархом Никоном», «Взгляд первых учителей старообрядчества на дело исправления книг, произведённое патриархом Никоном»). Меньшая часть публикаций была посвящена обличению сектантов: хлыстов (статьи «Хлыстовщина» С.В. Барбарина, «Воронежские хлысты» священника В. Барбарина), штундистов («Наши штундисты» священника С. Богдановича), иудействующих и субботников («Ветхозаветные указания на троичность Лиц в Боге» священника В. Барбарина). В заключительном обращении к читателям в №38/52 за 1890 г. редакция обещала не прекращать «занятий в избранном направлении», печатая свои труды в других изданиях, прежде всего, в «Пастырском собеседнике». В качестве приложения к журналу в 1888–1889 гг. вышли «Собеседования с глаголемыми старообрядцами», изданные в двух выпусках под редакцией Дмитровского епископа Мисаила (Крылова).

 
PR-CY.ru