«ДИОГНЕТУ ПОСЛАНИЕ» - Страница 5

Незримая душа хранится в темнице зримого тела, так и христиане, пребывая в мире, известны, но богопочитание их остаётся незримым». Плоть ненавидит душу, потому что душа препятствует ей предаваться удовольствиям. «Ненавидит и мир христиан, от которых он не терпит никакой обиды, за то, что они вооружаются против его удовольствий. Душа любит ненавидящую её плоть и члены (тела); так и христиане любят ненавидящих их. Душа, хотя и заключена в теле, сама содержит тело; так и христиане заключены в мире, как в темнице, сами же содержат мир. Бессмертная душа обитает в смертном жилище; так и христиане обитают, как пришельцы, в тленном мире, ожидая нетления на небесах». Богословское содержание «Диогнету послания» охватывает, главным образом, тему домостроительства спасения, понимаемого преимущественно в аспекте Богооткровения. Бог возлюбил людей, сотворил для них мир, подчинил им всё земное, даровал разум и ум, только людей Он создал по Своему образу и обратил их взоры к небу. Будучи неизменно добрым, единственно благим, незлобивым, истинным, Бог Отец, Владыка и Создатель всего, по Своей доброте и кротости послал в мир Своего Единородного Сына, Которым Он привёл в бытие вселенную и Кому всё подчинено. Сын Божий посылается в мир, с одной стороны, как Царь и Бог, с другой – как Человек к человекам, для спасения и вразумления, но не для принуждения (автор «Диогнету послания» не употребляет имён Иисус и Христос, называя иногда Сына, как и многие апологеты, Отроком). До Его пришествия не было подлинного богопознания: никто из людей не видел и не познал Бога, пока Он Сам не явил Себя, причём явил «через веру», посредством которой только и возможно «увидеть Бога». На вопрос, почему Царство Божье так поздно явилось на земле, автор отвечает, что необходимо было привести людей к сознанию невозможности достигнуть спасения собственными силами. Свой великий и неизречённый замысел, или «премудрый совет», о спасении людей Бог Отец сберегал в великой тайне, сообщив о нём только Сыну. Когда же «исполнилась мера нашей неправды», и «обнаружилось бессилие нашего естества к достижению Жизни», Отец открыл людям Свой замысел и позволил им стать «причастниками Его благодеяний». По беспредельному человеколюбию Бог Отец явил Свою благость и силу, «принял на Себя наши грехи», «отдал Своего Сына в искупление за нас: Святого – за беззаконных, Непричастного злу – за злых, Праведного – за неправедных, Нетленного – за тленных, Бессмертного – за смертных». Только в Сыне Божьем возможно оправдание беззаконных и нечестивых, лишь Его праведность покрывает грехи. В главах 11–12 автор затрагивает темы церковного Предания и истинного познания, столь актуальные для эпохи борьбы церкви с «лжеименным гносисом». Он подчёркивает, что передаёт учение, полученное от апостолов. Изначальное Слово явилось миру, чтобы язычники уверовали в Него. Посредством Слова верные познали таинство Отца, Само же вечное Слово ныне познаётся «как Сын, через Которого обогащается Церковь и возрастает благодать»; таким образом «сохраняется предание апостольское и ликует благодать Церкви». Только в церкви возможно подлинное познание откровения Слова, при этом познание неотделимо от любви к Слову. Пребывающий в такой любви является плодовитым деревом в восстановленном раю. Апологет указывает на теснейшее единение познания и жизни: «...Нет ни жизни без познания, ни твёрдого познания без истинной жизни», поэтому не случайно в раю были посажены рядом древо познания и древо жизни – всякий, кто полагает, что знает что-либо без истинного ведения, засвидетельствованного жизнью, ничего не познал.



 
PR-CY.ru