«ДИОГНЕТУ ПОСЛАНИЕ» - Страница 3

В исходной рукописи текст под заголовком «К Диогнету» был разбит на три фрагмента двумя лакунами, отмеченными на полях переписчиком. Из них первая приходится на конец седьмой главы (А. Этьенн, разбивший текст на главы, не учёл эту лакуну); в следующем за ней тексте (главы 7–10) темы, поднятые в предыдущих главах, раскрываются довольно полно. Однако текст, помещённый за второй лакуной (главы 11–12), завершающий «Диогнету послание», значительно отличается от предыдущего: он обращён не к одному Диогнету, но ко всем, «кто становится учеником истины», причём предполагается знакомство адресатов со Священным Писанием и христианским вероучением. Автор в главах 11–12 выступает как «учитель язычников» и «ученик апостолов». По содержанию этот фрагмент имеет явно антигностическую направленность. Уже А. Этьенн в своём издании указал, что эти главы представляют собой часть другого произведения, случайно присоединённую к «Диогнету посланию», которое в действительности заканчивалось главой 10. Впоследствии неоднократно высказывались предположения, что главы 11–12 составляют позднейшую прибавку и являются фрагментом из неизвестной гомилии к оглашаемым. Относительно авторства этого фрагмента исследователи выдвигали различные гипотезы. В середине XIX в. К. фон Бунзен предположил, что фрагмент представляет собой утраченное заключение антигностического трактата Ипполита Римского «Опровержение всех ересей» («Философумены»). Предположение было поддержано И. Дрезеке, А. ди Паули, Р.Х. Коннолли. Готлиб Натанаэль Бонвеч собрал значительное количество свидетельств из параллельных мест в произведениях священномученика Ипполита, подтверждающих, что главы 11–12 взяты из какого-то утраченного сочинения этого автора, с чем согласился Адольф фон Гарнак. Однако ряд исследователей выступили против таких гипотез, утверждая либо цельность «Диогнету послания» вместе с главами 11–12 (Г. Кин, М. Рицци), либо александрийское происхождение этого фрагмента (Джозеф Барбер Лайтфут, Брук Фос Уэсткотт). Л. Барнард полагала, что обе части «Диогнету послания» – два разных текста одного автора (её аргумент был поддержан Дж. Тьерри). Р. Грант разделял мнение К. Боннера о том, что авторство глав 11–12 восходит к Мелитону Сардскому, С. Нильсен также видела их малоазийские истоки, однако в качестве возможного автора рассматривала Поликарпа Смирнского. По мнению исследователей, «Диогнету послание» может быть разделено на четыре тематических блока: главы 1–4 представляют собой апологию против язычества и иудаизма; в пятой и шестой главах разъясняется место и роль христиан в мире; положительное раскрытие христианского вероучения содержится в главах 7–10; заключительные главы 11–12 – увещательные. Ответы на вопрошания Диогнета, пожелавшего узнать о богопочитании христиан (о Боге, в Которого они веруют, об их религиозных обрядах, о презрении мира и смерти, об отвержении эллинских «богов» и иудейского суеверия, а также о любви, которую они питают друг к другу), предваряются призывом очиститься от всех помыслов, владеющих умом, и соделаться «новым, как бы заново рождённым человеком», способным воспринимать «новое учение». Таким образом, с самого начала подчёркивается необходимость внутреннего сообразия, преображения, без которого невозможно восприятие христианских истин.

 



 
PR-CY.ru