«ДИОГНЕТУ ПОСЛАНИЕ» - Страница 2

Одновременно с изданиями Й. Отто К. фон Бунзен выпустил другое издание «Диогнету послания», подготовленное при помощи Карла Конрада Фридриха Лахмана (Лондон, 1854 г.). В изданиях Ф. Функа, который опирался на третье и четвёртое издания К.Й. фон Гефеле (1847, 1855 гг.), была учтена копия Б. Хауса, открытая К. Нойманом. Лучшее на сегодняшний день, по мнению исследователей, научное издание текста «Диогнету послания» выполнено Анри-Ирене Марру (Париж, 1951 г.), по подсчётам которого его издание было 67-м (в ряду как полных, так и частичных публикаций). Отсутствие упоминания «Диогнету послания» древними авторами (такими как Евсевий Кесарийский, Иероним Стридонский, Константинопольский патриарх Фотий) послужило поводом для некоторых учёных ставить под сомнение его первохристианское происхождение. Тем не менее, отдельные мысли и выражения памятника встречаются во многих раннехристиаснких сочинениях (у Иринея Лионского, Афинагора Афинского, Климента Александрийского, Тертуллиана, Арнобия Старшего и др.). Кроме того, ряд элементов (антииудейская полемика, неупоминание имени Христа, стиль, богословские черты) указывают на принадлежность «Диогнету послания» к литературе раннехристианских апологетов. Большинство исследователей относят время написания «Диогнету послания» ко II в., хотя высказывались гипотезы как о более раннем (I в. – Л.С. Тиймон), так и о более позднем происхождении памятника (постконстантиновское время (IV–V вв.) – Ф. Овербек, эпоха Возрождения (XVI в.) – Дж. Доналдсон). Согласно А.И. Марру, «Диогнету послание» было написано между 120 и 310 гг., вероятнее всего, около 200 г., в Александрии. Вопрос о датировке «Диогнету послания» остаётся дискуссионным. Авторство «Диогнету послания», приписанное Иустину Философу на основании рукописного свидетельства в первом и ряде последующих изданий, впервые было поставлено под сомнение Л.С. Тиймоном, который указал на заметное стилистическое отличие «Диогнету послания» от творений мученика Иустина. В числе предполагаемых авторов памятника назывались апостол от 70-ти Аполлос, Климент Римский, апологеты Кодрат и Аристид, Мелитон Сардийский, Ипполит Римский, Пантен, Мефодий Патарский, Маркион и его последователь Апеллес, византийский историк Никифор Каллист Ксанфопул и даже А. Этьенн. Гипотеза о его принадлежности Кодрату, который в начале II в. обратился с апологией к императору Адриану, была поддержана П. Андриссеном на основании того, что фрагмент из апологии Кодрата о чудесах исцеления и воскрешения, совершённых Христом, цитируемый Евсевием, удачно встраивается в лакуну рукописи. Особое внимание исследователей привлекла близость первых десяти глав «Диогнету послания» как в отдельных выражениях, так и в содержании к апологии Аристида, что дало возможность некоторым учёным связать авторство «Диогнету послания» с именем этого афинского философа и апологета (А. Дульсе, Г. Кин, Х. Крюгер). О личности адресата «Диогнету послания» высказывались различные мнения. Так, Андриссен приводит ряд цитат из «Диогнету послания», которые позволили ему отождествить Диогнета с императором Адрианом. А.И. Марру высказал гипотезу о том, что адресатом «Диогнету послания» мог быть прокуратор Египта Клавдий Диогнет, современник Пантена. Впрочем, исследователи не исключают, что под именем Диогнет скрывается литературный персонаж.

 



 
PR-CY.ru