«ДИОГНЕТУ ПОСЛАНИЕ»

«ДИОГНЕТУ ПОСЛАНИЕ» (лат. «Epistula ad Diognetum») – памятник раннехристианской письменности; представляет собой ответ на просьбу высокопоставленного язычника Диогнета дать разъяснения относительно христианской веры. По содержанию и характеру изложения «Диогнету послание» исследователи относят к литературе раннехристианских апологетов; оно является, скорее, небольшим апологетическим и увещательным трактатом, чем посланием (слово «послание» было добавлено при первом издании). Имя автора, как и личность адресата, исследователям неизвестно. «Диогнету послание» не цитируется и не упоминается ни одним из отцов церкви и древних церковных писателей. Текст «Диогнету послания» восходит к единственному манускрипту XIII–XIV вв., известному под названием «Страсбургский кодекс» («Codex Argentoratensis», от древнелатинского названия Страсбурга – Argentoratum), в котором он находился среди творений, надписанных именем мученика Иустина Философа. Кодекс был открыт в 1436 г. в Константинополе молодым латинским клириком Фомой д'Ареццо, который приехал изучать греческий язык в византийскую столицу, найден на рынке среди груды бумаг и куплен за незначительную сумму. Впоследствии он уступил рукопись доминиканскому богослову (впоследствии кардинал) Иоанну Стойковичу, собравшему большую коллекцию греческих и латинских рукописей, который привёз манускрипт из Константинополя в Базель. Позднее эта рукопись, судя по оставленной на ней заметке, принадлежала Иоганну Рейхлину (1455–1522 гг.). В 1560–1570 гг. она находилась в эльзасском аббатстве Мармутье (близ Саверна, современный департамент Нижний Рейн, Франция). Между 1793 и 1795 гг. рукопись была включена в состав Страсбургской библиотеки; 24 августа 1870 г. погибла в огне вместе с другими сокровищами библиотеки во время бомбардировки эльзасской крепости прусской артиллерией. В конце XVI в. с рукописи были сделаны три копии: первая, осуществлённая Б. Хаусом около 1579 г., хранится в университетской библиотеке Тюбингена; вторая, выполненная А. Этьенном в 1586 г., находится в Лейдене; третья, сделанная И. Бойрером в 1590 г., была утрачена. Копия А. Этьенна легла в основу подготовленного им первого издания «Диогнету послания» (Париж, 1592 г.), вышедшего вместе с фрагментом «К эллинам» в качестве неизвестных творений мученика Иустина Философа, а также второго издания «Диогнету послания», выпущенного Ф. Зильбургом в «Собрании творений Иустина» (1593 г., перепечатано Ф. Морелем – Париж, 1615 г.), и ряда последующих изданий; утраченная копия И. Бойрера известна исследователям по некоторым чтениям в изданиях А. Этьенна и Ф. Зильбурга. Последующие издания, восходящие к изданию А. Этьенна, осуществили: П. Маран (Париж, 1742 г.), Ф. Обертюр (использовано Жаном Полем Минем); Г. Ольсхаузен, Г. Бёль и Карл Йозеф фон Гефеле. Важным этапом для текстологии «Диогнету послания» стало изучение Страсбургского кодекса: в 1842 г. рукопись была тщательно исследована Э. Куницем для критического издания греческих апологетов под редакцией Й. Отто, где «Диогнету послание» было опубликовано во втором томе творений Иустина Философа (1843 г.), и Э. Ройссом, в 1861 г. сличившим с рукописью текст «Диогнету послания» из второго издания Й. Отто (1849 г.), – результаты его работы были учтены в третьем издании (1879 г.).

 



 
PR-CY.ru