ДОБРЯНСКИЙ-САЧУРОВ Адольф Иванович - Страница 3

В 1869 г. подвергался преследованиям со стороны венгерских властей, был обвинён в панславистской деятельности и лишён мандата. Оставив службу, А.И. Добрянский-Сачуров поселился в своём имении в Чертижне. Продолжал трудиться как публицист и культурный деятель. В «Проекте политической программы для Руси Австрийской» (1871 г.) перешёл с позиций венгерского федерализма к идее австрийского федерализма. В конце жизни пришёл к выводу, что австрийская Конституция 1867 г. ничего не принесла стране, и призывал восстановить абсолютную власть императора. Считал, что русины являются частью единого русского народа. К украинскому движению относился отрицательно, что отразилось в его «Патриотических письмах» (1873 г.). В статье «Взгляд на вопрос об общеславянском языке» (1888 г.) высказал мнение, что русский язык, очищенный от ненужных немецких и романских слов, может стать общеславянским языком общения. До конца жизни оставался в лоне униатской церкви, хотя постоянно подчёркивал свои симпатии к православной церкви. Несколько работ А.И. Добрянского-Сачурова посвящено актуальным в то время церковным проблемам (календарный вопрос и др.), он стоял на позициях православной церкви в России и отстаивал чистоту православного обряда в униатской церкви. Был другом протоиерея Михаила Фёдоровича Раевского, настоятеля русской посольской церкви в Вене. В 1875 г. А.И. Добрянский-Сачуров впервые приехал в Россию, где провёл несколько месяцев. Побывал в Варшаве, Вильне, Санкт-Петербурге, Москве и Киеве, познакомился с Михаилом Никифоровичем Катковым, Иваном Сергеевичем Аксаковым, Сергеем Михайловичем Соловьёвым, Владимиром Ивановичем Ламанским. Состоялось две встречи А.И. Добрянского-Сачурова с великим князем Александром Александровичем (будущий император Александр III), их устроил обер-прокурор Святейшего Синода Константин Петрович Победоносцев, который потом поддерживал с А.И. Добрянским-Сачуровым переписку. Также А.И. Добрянский-Сачуров регулярно контактировал с деятелями русского движения в Галиции, печатался на страницах «Слова» и других галицко-русских изданий. С 1881 г. жил во Львове. В 1882 г. австрийские власти организовали процесс против лидеров русского движения в Галиции и Закарпатье. Поводом послужила попытка жителей села Гнилички перейти в православие (что не было запрещено законами). В результате за участие в этой попытке были арестованы А.И. Добрянский-Сачуров, его дочь Ольга Грабарь, сын Мирослав, униатский священник Иван Григорьевич Наумович и др., их обвиняли в государственной измене, что грозило смертной казнью. Обвинение провалилось, но А.И. Добрянский-Сачуров был вынужден на время переселиться в Вену, а последние 14 лет провести в Инсбруке, фактически в изгнании. Занимался на местном материале изысканиями в области славянской топономастики, пытался отыскать свидетельства проживания славян на этой территории. Похоронен в Чертижне. Учеником А.И. Добрянского-Сачурова, затем его зятем был Антон Семёнович Будилович, которому А.И. Добрянский-Сачуров оставил свой архив.



 
PR-CY.ru