ДАЛЬМАН Густав Герман - Страница 2

Не разделяя теорию существования первоначального еврейского Евангелия, Г.Г. Дальман поддерживал синоптическую теорию двух источников. Он считал, что логии, или источник речений, могли быть написаны на арамейском языке, однако евангелисты Матфей и Лука должны были использовать этот источник уже в греческом переводе. Первоначальная церковь, по его мнению, была двуязычна. С этих позиций Г.Г. Дальман интерпретирует многие основные идеи учения Христа. Так, он считает, что Христос использовал термин «Царство небесное», выражающий религиозный идеал, реализованный уже во время Его проповеди: «Для Него Царство Бога означает не только божественную власть, которая отныне в непрерывном развитии обновляет мир, но и сам обновлённый мир, в который человечество однажды вступит и который предлагается уже теперь и поэтому может быть принят как благословение». Важным для понимания евангельских текстов, по Г.Г. Дальману, является то, что Христос арамейское слово, имеющее значение “отец”, «из семейной жизни перенёс на Бога»; «это обращение ребёнка к своему отцу». Г.Г. Дальман отмечает, что титул «Сын человеческий» может иметь общее значение «человек», во времена Иисуса Христа в качестве мессианского он не употреблялся: «Иисус называл Себя вовсе не как «возлюбленного Сына», но как представителя рода человеческого (Menschenkind), по своей природе не имущего силы, но которого Бог сделает Господом мира». Во второй книге большое внимание Г.Г. Дальман уделяет обсуждению события Тайной вечери, приходя к выводу, что Тайная вечеря была иудейской пасхальной трапезой. Особой заслугой Г.Г. Дальмана исследователи считают то, что он ввёл в исследование Палестины сведения из этнологии Ближнего Востока, не упуская из виду и других сфер широко понятого страноведения, от зоологии до археологии. Он исходил из верной предпосылки, что среди арабского населения Палестины сохранилось много древних обычаев во всех сферах жизни, которые могли прояснить как соответствующие тексты Библии, так и в целом условия человеческого существования в библейские времена. С исследованиями Г.Г. Дальмана о языке Иисуса Христа связана работа о местах Его проповеди «Места и пути Иисуса», начинающаяся с общего обзора Палестины. Г.Г. Дальман считает исторически достоверным факт рождения Иисуса в Вифлееме и пытается проследить маршрут бегства Девы Марии и Иосифа, уделяет особое внимание установлению местоположения Голгофы и делает вывод, что храм Гроба Господня расположен на том самом месте, где произошло Воскресение Христово. Для Г.Г. Дальмана исследование исторической географии важно и с точки зрения богословия: «То, что проповедовали христиане, было не новой философией или теософией, которая может преобразить землю вне времени и пространства, но историей Иисуса из Назарета, которая осталась бы мифом, если бы не имела никакой связи с реальными местами». Исследования Г.Г. Дальмана нашли отражение в монументальных собраниях и многочисленных публикациях, среди которых многотомное «Ремёсла и обычаи в Палестине», а также топографические и археологические публикации, например, «Петра и её скальные храмы».



 
PR-CY.ru