ДОНСКОЙ ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ МОСКОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 16

Редкой особенностью храма является двухъярусное основание: в его верхней части располагалась освещённая небольшими окнами церковь великомученицы Екатерины с наружным входом с юга, в нижней – подклет, предназначенный для усыпальницы. Храм построен в византийском стиле, одноглавый, крестообразный (рукава завершены конхами), с невысокой колокольней над западным входом. Лестница в верхнюю церковь сделана из финляндского гранита, нижний этаж храма облицован плитами тарусского камня, а нижний этаж колокольни – жерновным камнем. При храме с западной стороны существовала звонница с 17 колоколами, отлитыми на московском заводе Самгина. После 1917 г. в храме размещались различные учреждения, а с конца 1940 гг. – фонды Музея архитектуры. В 1991–1993 гг. храм был восстановлен, художники-реставраторы воссоздали первоначальные росписи; алтарь был заново расписан архимандритом Зиноном (Теодором). За современным иконостасом бережно сохраняются остатки мраморного иконостаса конца XIX в., выполненного в технике флорентийской мозаики. Церковь во имя Иоанна Лествичника построена в 1896–1897 гг. на средства генерал-майора Ивана Филипповича Терещенко первоначально как часовня-усыпальница для семьи; в 1898 г. переоборудована в церковь. Небольшой храм сооружён в русском стиле: центральный шатровый восьмерик фланкирован четырьмя меньшими подобными объёмами, расположенными по сторонам света, диагональные углы основного объёма оформлены бочками. Реставрация 1991–1992 гг. вернула церкви первозданный облик; был выполнен новый иконостас, возобновлены богослужения. Церковь во имя патриарха Тихона была построена в 1997 г. Нижний храм освящён во имя небесного покровителя донатора храма князя Вячеслава Чешского. Иконостас выполнен в традициях древнерусского искусства. Рядом с Тихоновским храмом возведена церковь во имя Георгия Победоносца – в память 2000-летия Рождества Христова и 10-летия возвращения Донского монастыря РПЦ. Среди новых построек монастыря – св. колодец, возведённый по образцу существовавшего в XIX в. деревянного. В 1670 гг. к югу от западных ворот было построено караульное помещение, а к северу – «палаты над погребами». Первое было надстроено в 1718 г.; в конце XVIII – начале XIX вв. верхний этаж занимал наместник, нижний – казначейство, из-за чего здание стало называться канцелярией; оно сохранило допетровский декор. Второе было включено в объём здания духовного училища (1873–1875 гг., 1880 гг.), исказившего западный фасад монастыря. Не позднее 1693 г. при северных воротах была построена караульня, в 1713–1714 гг. надстроенная вторым этажом. Позже кельи у северных ворот вместе с примыкавшим крыльцом были включены в объём нового жилого корпуса, сооружённого в скромной стилистике барокко, как полагают исследователи, по проекту Ивана Фёдоровича Мичурина. В 1780 гг. здесь временно жил настоятель, затем размещалась монастырская канцелярия. Впоследствии в нём жили на покое настоятели московских монастырей. В 1749–1750 гг. были построены архимандричьи покои у северных ворот и расположенная неподалёку настоятельская. Согласно архивным документам, новые покои были пышно украшены лепниной, изразцовыми печами, картинами и шпалерами.

 



 
PR-CY.ru