ДОНСКОЙ ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ МОСКОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 15

Центральный объём получил полусферический купол на невысоком барабане, опирающемся на четыре столба. Северный вход оформили портиком с треугольным фронтоном и двумя парами колонн, фланкирующими дверной проём, завершённый полуциркульным окном. В 1895 г. с севера к трапезной было пристроено крыльцо (в русском стиле), в 1897 г. устроено крыльцо с южной стороны церкви для входа в подклет, где находилась усыпальница князей Голицыных (Центральный государственный исторический архив Москвы). Здесь были похоронены бывшие московские военные генерал-губернаторы – князь Дмитрий Владимирович Голицын с матерью Натальей Петровной (ум. в 1837 г.) и князь Алексей Григорьевич Щербатов (ум. в 1848 г.). Михайловская церковь, в которую перенесли многие надгробия из Малого собора, является богатейшим собранием русской мемориальной скульптуры. Сохранились надгробие Марфы Петровны Собакиной, выполненное в 1782 г. Иваном Петровичем Мартосом, надгробие Натальи Михайловны Голицыной (скульптор Фёдор Гордеевич Гордеев; 1780 г.), изображающее ставшую впоследствии традиционной плакальщицу, облокотившуюся об урну и держащую щит с вензелями. Другой тип надгробий, с пирамидой, представлен в храме памятником с могилы Михаила Михайловича Измайлова (1722–1780 гг.) и его жены Марии Александровны Измайловой (Нарышкиной; 1730–1800 гг.), а также памятником Михаилу Михайловичу Голицыну (1731–1802 гг.; скульптор Степан Степанович Пименов). В Михайловский храм из Малого собора перенесено и надгробие Петра Михайловича Голицына (1775 г.; скульптор Яков Иванович Земельгак) – самое известное из скульптурных надгробий Донского монастыря. Композиционно близки между собой вмонтированные в стену церкви горельефные надгробия Василия Михайловича Голицына (1731–1797 гг.; скульптор Э. де Педри) и Александра Васильевича Римского-Корсакова (1729–1781 гг.). При реставрации Михайловского храма были раскрыты росписи 1889 г. (автор А.В. Попов), которые исследователи считают образцом академической живописи конца XIX в. В алтаре установлена сень конца XVII в., которая раньше находилась в Большом соборе. Сень, так же как и весь интерьер храма, была отреставрирована в 1996 г. Богослужения в храме были возобновлены 21 ноября 1991 г., после возвращения Донского монастыря церкви. Вблизи храма по оригинальному проекту архитектора Игоря Вихляева на месте утраченной деревянной беседки над колодцем построена новая водосвятная часовня. Церковь во имя Александра Свирского (автор проекта исследователям неизвестен; 1796–1798 гг.) возведена к востоку от Большого собора на средства сенатора графа Николая Александровича Зубова как фамильная усыпальница. После разорения Донского монастыря в 1812 г. храм был возобновлён лишь в 1820 г. графиней Натальей Александровной Зубовой (ремонтировался Зубовыми в 1863 и 1903 гг.). Храм представляет собой небольшую классицистическую ротонду (диаметр около 7 м), перекрытую полусферическим куполом. Стены декорированы плоскими пилястрами с тонко прорисованными капителями. Церковь во имя Иоанна Златоуста (1887–1891 гг.) построена по проекту Альфонса Гекторовича Венсана вдовой фабриканта Первушина Екатериной Александровной и её сыновьями как фамильная усыпальница, однако в таком качестве не использовалась.

 



 
PR-CY.ru