ДОНСКОЙ ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ МОСКОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 13

Церковь в честь Сретения Господня была устроена в 1712 г. в подклете Большого собора имеретинским царём Арчилом II над могилами его сыновей Александра, Матвея и Давида, которые в 1711 г. были похоронены в склепе под соборным алтарём. Там же в разное время были погребены сам Арчил, его супруга царица Кетеван, царь Бакар (сын царя Вахтанга VI Багратиони), царевна Дарья, царица Русудан (супруга царя Вахтанга VI), сын Бакара царевич Леван, генерал Георгий Багратиони, царевна Анна Георгиевна и другие представители грузинской царской династии и княжеских родов Грузии – всего 63 человека. В 1729 г. дочь царя Арчила царевна Дарья назначила натуральное и денежное вознаграждение иеромонахам монастыря, совершавшим богослужение в Сретенской церкви. В 1729–1730 гг. царевна Дарья расширила храм и перестроила его алтарь, пол был выложен чугунными плитами. Во второй половине XVIII в. был установлен иконостас по проекту архитектора И.Р. Залусского (не сохранился). В 1815 г. храм был перестроен, в середине XIX в. княгиня А.И. Багратион украсила усыпальницу имеретинского царственного дома и особ знатнейших грузинских фамилий новым иконостасом, причём написанные на меди иконы были тогда поновлены. Ограда обители первоначально была деревянной. В конце 1670 гг. с севера и запада были построены трёхпролётные каменные ворота, которые завершались «палатками» с главами («палатка» над северными св. воротами имела три главы), обитыми «белым железом»; ворота покрывала зелёная черепица. С 1686 г. (с перерывами) за счёт царской казны возводилась новая, каменная ограда. В 1697 г. строительство возобновилось на щедрые пожертвования вдовы дьяка Я.А. Кириллова (в постриге Иов) и закончилось в 1711 г. Ограда Донского монастыря в плане представляет собой квадрат с воротами по центру северной и западной стен, четырьмя круглыми башнями по углам и восемью квадратными башнями. Первоначально по центру восточной стены существовала «полубашня», снесённая в 1804 г. Архитектура башен, особенно венчающие их кирпичные короны с белокаменными деталями (восстановлены Александром Петровичем Поповым в конце XIX в.), напоминает облик ограды московского Новодевичьего монастыря, возведённой в 1680 гг. (некоторые исследователи считают их постройками одной и той же артели). Местоположение каменных северных св. ворот 1670 гг. исследователи не установили. По их мнению, при строительстве каменных стен они оказались внутри монастырской территории, были перестроены и вскоре разобраны, причём почти весь их декор был заново использован в новых воротах. Последние, построенные в 1693 г. ярославской артелью под руководством Алексея Григорьева при участии «монастырского обжигальщика» Михаила Андреева, полностью повторяли композицию предшествующих. На широком гульбище ворот в 1713–1714 гг. на средства вдовы царя Ивана V Алексеевича Прасковьи Фёдоровны (урождённой Салтыковой) и её дочери Екатерины была построена и освящена Рязанским и Муромским митрополитом Стефаном (Яворским) церковь в честь Тихвинской иконы Божьей Матери. В 1716 г. был устроен открытый всход на гульбище со стороны монастыря, а «с Москвы» возведена высокая ограда с решёткой, перестроенные в 1734 г. на средства императрицы Анны Иоанновны. В 1782 г. на средства А.Ф. Татищевой был поставлен новый иконостас. Надвратная Тихвинская церковь – трёхъярусный храм «под колоколы», близкий к целому ряду храмов нарышкинского стиля, но с чертами петровской барочной архитектуры.

 



 
PR-CY.ru