ДОНСКОЙ ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ МОСКОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

ДОНСКОЙ ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ МОСКОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ, ставропигиальный Московского патриархата РПЦ, находится в Москве. Основан царём Фёдором Ивановичем и боярином Борисом Фёдоровичем Годуновым в 1591–1592 гг. в память избавления Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея, во славу чудес, совершившихся при этом от Донской иконы Божьей Матери. В июне 1591 г. войска хана подступили к Москве. К этому времени город был основательно укреплён, а монастыри (Новоспасский, Данилов, Новодевичий) послужили линией крепостей. Оставалось незащищённым пространство между Даниловым монастырём и Воробьёвыми горами – между Тульской и Калужской дорогами. Именно здесь расположился главный стан русского войска. В обозе был устроен так называемый Гуляй-город – передвижная, на телегах, крепость, в которой поставлена полотняная походная церковь во имя Сергия Радонежского. В то время как под началом правителя государства Б.Ф. Годунова сооружались укрепления, царь Фёдор Иванович молился в Благовещенском соборе Московского Кремля перед чудотворным Донским образом Божьей Матери (XIV в.; Третьяковская галерея). По инициативе государя 2 июля 1591 г. был совершён крестный ход: епископ Суздальский и Тарусский Иов обнёс Донскую икону по городовым стенам Москвы, а затем, обойдя воинский обоз, поставил образ в походной Сергиевской церкви. Царь Фёдор Иванович слёзно молился перед Донской иконой о спасении Москвы от «нахождения иноплеменных варвар». В видении государю открылось, что он одержит победу «силою Христа и предстательством Его Матери» (Полное собрание русских летописей, том 14). 4 июля хан Казы-Гирей, остановившийся со своими главными силами у села Котлы, выслал к обозу небольшие отряды, изнурявшие русское войско утомительными мелкими стычками. Конница татар ударила с двух сторон – от села Котлы и от Воробьёвых гор. Передовые отряды русских также выступили из стана на крымцев, и начался бой. Одновременно открыла огонь по неприятелю артиллерия стана и укреплённых монастырей. Целый день продолжалась битва, в которой ни та, ни другая сторона не могла одержать верх, главные силы крымцев и русских так и не вступили в бой. Но хан дрогнул перед отпором и на другой день, 5 июля, за час до рассвета, в панике бежал. Первое упоминание о монастыре содержится в «Житии царя и великого князя Федора Иоановича», составленном в начале XVII в. (до 1605 г.) патриархом Иовом. Согласно «Житию...», на том месте, где в обозе стояла походная Сергиевская церковь с чудотворной Донской иконой, царь Фёдор Иванович «повеле устроити» общежительный монастырь (Полное собрание русских летописей, том 14). Донской монастырь был основан вскоре после победы над Казы-Гиреем – «по прихожении же единаго лета или мало вяще», т.е. в 1591 или 1592 г. (Полное собрание русских летописей, том 14). Возведённая в монастыре церковь первоначально была названа «во имя Пречистыя Богородицы и славныя Ея Похвалы» (Полное собрание русских летописей, том 14). Тогда же, в 1591–1598 гг., для неё был выполнен список «подобие пречюдные иконы Пречистые Богородицы Донския» (Полное собрание русских летописей, том 14). В память избавления от врагов был установлен крестный ход в Донском монастыре, который первоначально совершался 3 января.

 



 
PR-CY.ru