ДЕРЖАВНАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ

ДЕРЖАВНАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ (празднование 2 марта) – чудотворный образ, обретённый в день отречения от престола императора Николая II Александровича. Согласно сведениям, зафиксированным в 1917 г., Пресвятая Богородица дважды явилась во сне крестьянке Евдокии Андриановой из деревни Починок Бронницкого уезда. 13 февраля Евдокия услышала только слова Богородицы: «Есть в селе Коломенском большая чёрная икона, её нужно взять, сделать красной, пусть молятся». 26 февраля она видела белую церковь, а в ней восседавшую величественную женщину, лик которой был сокрыт. Крестьянка решила найти увиденную во сне церковь. 2 марта 1917 г. в селе Коломенском близ Москвы она поняла, что церковь Вознесения Господня и есть та самая церковь, которую она искала. Вместе с настоятелем священником Николаем Лихачёвым в подвале была обретена большая тёмная икона Божьей Матери, в которой Евдокия узнала явленный ей образ. Вскоре икона была обновлена в иконописной мастерской Алексиевского монастыря в Москве. Совпадение дня явления иконы с днём отречения императора было воспринято русским православным народом как символическое свидетельство передачи верховной царской власти и попечительства о России Самой Богородице. Икона сразу стала почитаться как чудотворная, с неё делали списки, которые рассылали по стране. Икону возили на молебны в другие храмы, на фабрики и заводы Москвы, в Коломенском она оставалась только по воскресным и праздничным дням. В Марфо-Мариинской обители перед Державной иконой молилась великая княгиня Елизавета Фёдоровна с сёстрами. Один из списков в середине 1920 гг. находился в церкви во имя св. Алексия, человека Божия, на Петроградской стороне в Санкт-Петербурге. Служба и акафист Державной иконе были составлены с участием Патриарха Московского и всея России Тихона; после прославления иконы по его указанию из частей акафистов почитавшихся в России икон было написано славословие Державной иконе, названное Акафист акафистов. Другая служба была составлена В.В. Богородицким. Название иконы соответствует её иконографии. Богородица представлена как Царица Небесная и Царица Земная: облачённая в красное одеяние, напоминающее царскую мантию «цвета крови», и в зелёный хитон, Она восседает на престоле с полукруглой спинкой, в простёртой правой руке – скипетр, левая возложена на державу, на голове – царская корона, окружённая золотым нимбом. На коленях Богородицы – отрок Иисус Христос в светлом одеянии, с благословляющей десницей, левой рукой указывает на державу; вверху в облаках – благословляющий Господь Саваоф.

 



 
PR-CY.ru