ДМИТРИЕВ Никодим Михайлович - Страница 2

Разработанный им Устав СПО (утверждён 14 декабря 1905 г.) содержал положения, направленные на повышение музыкального образования регентов и дирижёров, улучшение постановки пения в духовных и светских хорах, вокальной работы, подготовку научных сообщений по теории и практике хорового исполнительства, издание нот, в том числе «Сборника музыкальных пьес местных авторов», содействие в организации хоров, в поиске певцов и др. Правление СПО должно было обеспечивать образцовое исполнение духовных и светских концертов, организацию комиссии по изучению пения в Саратове, проведение совещаний по пению, обмен опытом. Избранный председателем СПО вторично (1912 г.), Н.М. Дмитриев сумел преодолеть раскол среди его членов и сплотить новые силы. При нём значительно увеличилось финансовое положение общества: проведённые Н.М. Дмитриевым в 1912–1916 гг. десять духовных и светских концертов (с участием сотни и более певцов) принесли 5394 руб. (ср.: в 1912 г. – 466 руб.). Полученные деньги были потрачены на благотворительные цели: в пользу голодающих (1912 г.), в помощь Кирилло-Мефодиевскому братству, балканским славянам (1913 г.), на нужды членов СПО. К 1916 г. безвозмездно было выдано пособий на 2351 руб., в том числе семьям убитых и раненных на войне 1914 г., хористам оперы и др. Протестуя против «нещадной эксплуатации детского труда», создали специальный денежный капитал для нужд детей (1,5 тыс. руб.). Музыкально одарённых детей ежегодно бесплатно обучали на летних подготовительных курсах, определяли в гимназии (161 человек), заботились об их быте. Для взрослых добились существенных скидок при оплате медицинских услуг и покупки лекарств. Общественное признание деятельности СПО выразилось в оценке его работы как «примерной». Особой заботой Н.М. Дмитриева было состояние церковного пения, анализ которого он сделал в статьях «Церковное пение прежде и теперь» (1914 г.) и «Audiatur et altera pars» (1915 г.), придя к неутешительному выводу, что это «дело, освящённое Самим Богом и взлелеянное трудами Первоучителей церкви Христовой, в XX в. оказалось никуда не годным и попавшим в руки «невежественных регентов», не только не знающих пения, но и вовсе не умеющих петь стихир Октоиха». В качестве причин, тормозивших образование регентов, он указал недостаточное число занятий по церковному пению в духовном училище и духовной семинарии (один урок в неделю), отсутствие нормальных условий для обучения и профессиональных кадров, низкие заработки; приводятся примеры как своеволия духовенства, так и их инертности в деле развития церковного пения. Статьи Н.М. Дмитриева нашли отклик в местной епархии. Саратовские епархиальные власти с назначением на кафедру епископа Палладия (Добронравова; 1914 г.) организовали Наблюдательный совет с целью контроля над церковнопевческим репертуаром и открыли краткие курсы для церковнослужителей и регентов (1916 г.) для введения «уставного церковного пения, одинакового в церквах епархии». Изданные Н.М. Дмитриевым учебные пособия – «Записки по теории музыки» (1906 г.) с посвящением СПО, «Записки по теории музыки с 55 задачами и полное решение их» (1914 г.; пять разделов: элементарная теория музыки, теория композиции, контрапункт, формы сочинений, инструментовка, история музыки) – были одобрены Саратовским отделением РМО в качестве руководства для учащихся и способствовали улучшению клиросного пения.



 
PR-CY.ru