ДАФНИ - Страница 3

Складки одежд выявляют пластику отличающихся классическими пропорциями тел, замкнутых чёткими контурами. Использование преимущественно светлой мелкомодульной смальты и выверенные линии кладки, подчёркивающей объёмы, позволяют достичь мягкой трактовки форм. Изысканный колорит определяется широкой палитрой смальты (до 30 оттенков). Индивидуализированные образы выражают эмоции с аристократической сдержанностью, без экспрессии и пафоса. Их классическая красота одухотворена Божественным светом. Особенной духовной энергией и сосредоточенностью обладает лик Христа Пантократора в куполе. Стилистические различия мозаик позволяют исследователям заключить, что в храме работало не менее четырёх–пяти мастеров. Наиболее заметны различия стиля композиций, расположенных в нартексе и в наосе, однако сцены из детства Пресвятой Богородицы в нартексе и часть праздников в наосе исследователи готовы приписать одному автору. По их мнению, ещё один мастер специализировался на выполнении орнаментов. В первой половине XII в. к кафоликону был пристроен открытый экзонартекс с аркадой на ионических колоннах; одна из них сохранилась, остальные вывезены в XIX в. графом Элгином. Над западной частью храма был надстроен второй этаж, где размещались настоятельские покои и/или библиотека. К северу от кафоликона находятся руины обширной, вытянутой, прямоугольной в плане трапезной с апсидой. В 100 м к юго-востоку расположено монастырское кладбище с церковью во имя Николая Чудотворца (IX в.) с костницей. После завоевания Греции крестоносцами правитель Афин Оттон де ла Рош передал Дафни цистерцианцам из Бельво; со второй половины XIII в. по 1311 г. монастырь служил усыпальницей герцогов Афинских (официальный титул с 1280 г.). В XIII–XIV вв. перекрытия верхнего этажа кафоликона были разобраны, а его стены превращены в оборонительные; западные арки экзонартекса приобрели готические очертания. После турецкого завоевания Дафни был возвращён православным. В 1532–1548 гг. к югу от кафоликона был устроен двор с аркадами и зданиями келий. К середине XVII в. относятся фрески в северо-восточном компартименте и жертвеннике. В 1820–1830 гг. здания монастыря использовались в военных целях, в 1883–1885 гг. здесь находилась лечебница для душевнобольных (с древних времён считалось, что здесь исцеляются от безумия женщины; ср. греч. поговорку «Послать кого-либо в Дафни»). В конце 1880 – 1890 гг. после землетрясений Греческим археологическим обществом была проведена реставрация собора: здание было укреплено, с северной стороны пристроены контрфорсы, перестроены купол и западная часть нартекса, группой итальянских реставраторов расчищены и укреплены мозаики. Из более поздних работ исследователи отмечают реставрацию кафоликона (в том числе мозаик) в 1955–1957 гг., а также начатые после землетрясения 1999 г. и не завершённые до сего времени. Памятник входит в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО.



 
PR-CY.ru