ДАМИАН-ДИМИТРИЙ - Страница 2

Изображение Дамиана-Димитрия сохранилось на фреске западной части северной стены церкви Спаса в селе Мацхвариши (1140 г., Сванети). Росписи, судя по одной из фресковых надписей, были осуществлены «в 15 год царствования Димитрия рукою Микаела Маглакели». Дамиан-Димитрий изображён в уникальной для грузинского искусства сцене: придворной церемонии опоясывания коронующегося царя мечом, входящей в грузинский чин венчания на царство, на что указывает также фрагментированная надпись, помещённая в левой части композиции: «Эриставы опоясывают (Димитрия) мечом Давида (Строителя)». Сцена вписана в арку, фигура окружённого феодалами царя размещена в центре композиции, в поле за церковью изображён благословляющий ангел, касающийся десницей царского венца, в верхнем левом углу – Христос. Фронтальная фигура Дамиана-Димитрия представлена в лёгком левом повороте к апсиде, в позе моления Христу. Репрезентативный образ царя, превосходящий по размерам остальных участников события, отличается величавостью и благородством. Красочный слой частично утрачен, однако можно различить черты строгого, мужественного лица Дамиана-Димитрия: крупные миндалевидные глаза, чёрные, соединённые у переносицы брови, сомкнутые губы, тёмная борода и спадающие до плеч волосы. Царский венец украшен двумя рядами драгоценных камней. Облачён в доходящий до колен приталенный красновато-коричневый кафтан, так называемую джубу, считающуюся воинским костюмом высшей грузинской знати той эпохи. Джуба спереди, по отворотам и подолу, украшена широкой золотой орнаментальной полосой, поручи выделены псевдокуфическим орнаментом. Завершают царское облачение высокие коричневатые сапоги и висящий на поясе крупный меч в чёрных ножнах, с золотыми рукояткой и наконечником. До середини XX в. в росписях Давидгареджийской лавры существовала фреска XVIII в. с изображением Дамиана-Димитрия.



 
PR-CY.ru