ДОХИАР - Страница 5

Поэтому было решено проложить глубоко в земле керамические трубы, но чудесным вмешательством св. архангелов от обители не потребовалось столько затрат. Согласно «Повести...», назначенному ответственным за строительство монаху Феодулу по указанию св. архангелов было открыто о существовании источника воды слева от кафоликона. Монахи стали копать в указанном месте и, обнаружив обильный источник хорошей питьевой воды, построили колодец. Этот колодец стал святыней Дохиара, от его воды происходили многие исцеления. Дохиару также принадлежали различные угодья в Каламарии (Калокампос и позже огромные площади подворья Мариана), на полуострове Кассандра, два больших села с землями на острове Лемнос, плодородная земля в Амигдалеях и др. Постепенно, отчасти благодаря своему влиянию в Протате, Дохиар приобрёл владения соседних небольших опустевших монастырей Неврокопу, Каллиграфу и Скамандрину. Это было непросто, потому что на освобождавшиеся земли претендовали и другие афонские обители. Так, по поводу владений Каллиграфу была тяжба с монастырём Кастамонит, который раньше начал прилагать усилия к их приобретению, так что потребовалось даже официальное подтверждение прав Дохиара Константинопольским патриархом Каллистом I. Земля, перешедшая в ведение Протата, была продана им Дохиару в 1345 г., когда потребовалась немалая сумма денег для выкупа первых лиц Протата, взятых в плен пиратами. Будущий патриарх оказался тогда в числе пленников и в документе 1355 г., утверждавшем законность продажи, сообщал, что пираты обратились сначала за выкупом в Дохиар, где монахи по собственной инициативе выплатили им более 300 из требуемых 500 золотых монет. И уже после этого Священный Кинот в качестве возмещения убытков Дохиара продал ему опустевшую обитель. Сербский царь Стефан Душан подарил Дохиару два села в Македонии с землями и крестьянами, затем забрал их, а в 1349 г. в качестве возмещения передал крепость в Равеникее со всеми угодьями и жителями. Осенью 1350 г., во время гражданской войны в Византии, император Иоанн VI Кантакузин отобрал половину владений Дохиара в Диаволокампосе, Каламарии и Эрмилии и передал их одному из прониаров, о чём исследователям известно из грамоты императора Иоанна V Палеолога 1355 г., возвращающей их монастырю. С началом турецкого господства на Афоне (1423 г.) Дохиар обезлюдел и находился в упадке примерно в течение столетия. В «Повествовании...» говорится о 72-летнем запустении Дохиара вплоть до 1500 или 1505 г. Об этом свидетельствует, в частности, полное отсутствие архивных документов с 1424 по 1496 гг. В это время в Дохиаре число монахов было небольшим или даже в какой-то момент их не было в монастыре. Сохранилось известие, относящееся к 1527 г., об опустошении монастыря агарянами (турками) и захвате его монахами Ксенофонта, похитившими архивы.

 



 
PR-CY.ru