ДИСКАНТ - Страница 3

«Дышкант» – также название книги из комплекта хоровых партий партесных сочинений, которые сохранились большей частью именно в виде комплектов голосов (полных или неполных), редко – в виде партитур (собрания рукописей Исторического музея). Дышкантом называли верхние голоса в своих сочинениях авторы партесных концертов и партесных гармонизаций, среди которых – Николай Павлович Дилецкий (1630? – после 1723? гг.), теоретик партесного пения, автор «Мусикийской грамматики»; Стефан Иванович Беляев, государев певчий дьяк, с 1699 г. – уставщик царского хора; Василий Поликарпович Титов, государев певчий дьяк в 1678–1698 гг. На основе изучения рукописей, содержащих песнопения С.И. Беляева, в том числе его автографов, исследователи установили последовательность сочинения партий четырёхголосной партитуры: тенор-бас – дышкант-альт. Термин «дискант» сохраняется в профессиональной композиторской и исполнительской лексике в XVIII–XX вв. С XVIII в. наравне с этим термином стали активно употреблять термин «сопрано». В 1880 г. Александр Андреевич Архангельский в сформированном им в Санкт-Петербурге хоре впервые в русской церковнопевческой практике заменил голоса мальчиков (дискантов и альтов) женскими голосами – сопрано. До этого мужчины и женщины вместе в русских церковных хорах не пели. Идея А.А. Архангельского нашла подражателей, тем более что исполнительский уровень его хора был высоким. Термин «дискант» активно употреблялся и в практике Синодального хора. Так, например, дискантом называл верхнюю партию Александр Дмитриевич Кастальский – директор Синодального училища и хора (с 1910 г.), автор около 200 духовных сочинений и переложений, составлявших основу клиросного (и в большой мере концертного) репертуара Синодального хора в 1900 гг. Термин встречается также в современной композиторской и исполнительской практиках. 4. Дискант (дишкант) – высокий солирующий голос, исполняющий подголосок в импровизационной манере в виде украшения. Встречается в донских казачьих песнях и песнях восточных областей Украины и Белоруссии, где его называют также подголосником или подводкой. 5. В XVI–XVII вв. наименование самого высокого инструмента в семействе однотипных инструментов (например, дискант-виола, дискант-тромбон, дискант-альт, дискант-блокфлейта, дискант-бомбарда и т.п.). 6. Органный регистр, охватывающий верхнюю половину клавиатуры; часто дополняется соответствующим басовым регистром, например, гобой-фагот.



 
PR-CY.ru