ДМИТРОВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТЫХ БОРИСА И ГЛЕБА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 5

К моменту постройки нового здания училища в 1835 г. (вне пределов монастыря) старое обветшало и на плане Дмитрова 1850 гг. уже не значится. В 1834 г. с севера к надвратной Никольской церкви был пристроен равновеликий ампирный придел, объединённый в 1852 г. с помещениями старой постройки арочными проходами; две стены старого храма были заменены столбами, устроено новое крыльцо. В 1887 г. поверх лоткового свода храма был устроен ложный купол и новый барабан с главой. В первой половине XIX в. напротив собора был построен настоятельский корпус с лаконичными ампирными фасадами, по мнению исследователей, по образцовому проекту. В 1902 г. в юго-западном углу монастыря (к северу от здания братских келий) было пристроено новое здание келий, из-за отсутствия насельников использованное под духовное правление. Этот небольшой двухэтажный краснокирпичный корпус был возведён на средства Елизаветы Семёновны Ляминой по проекту Петра Анисимовича Ушакова в формах русского стиля с оттенком модерна. Главная святыня Дмитровского монастыря – древнейшая икона князей Бориса и Глеба – находилась в местном ряду соборного иконостаса, справа от царских врат. В начале 1650 гг. образ был обложен серебряным окладом, сооружённым на средства Новгородского митрополита. В 1749 г. оклад поновлялся: «...Устроены шапочки и одежды у угодников». К 1764 г. это был «серебряный басманный» оклад, украшенный «камушками разных цветов», в 1830–1840 гг. оклад вновь поновлялся на средства жительницы Дмитрова Анны Ивановны Куликовой. В начале 1650 гг. в Дмитровский монастырь поступила митра с горностаевым околышем и шитым шелками изображением святых Бориса и Глеба; в 1654 г. вместо горностая опушена золотом, украшена жемчугом и бусами; в описи 1764 г. указана похожая шапка: «...Старинная шита серебром и золотом, весьма ветхая». Согласно офицерской описи 1764 г., в соборе около столбов и в алтаре находилось 109 «образов штилистовых» – вклады царей Алексея Михайловича и Фёдора Алексеевича. При богослужении использовались ризы, подризники, стихари и епитрахили – вклад императрицы Елизаветы Петровны. Из первых девяти записанных в монастырском синодике настоятелей, управлявших Дмитровским монастырём в конце XV – XVI вв., лишь один был игуменом, остальные – архимандритами. После разорения Дмитровского монастыря в начале 1620 гг. монастырём управлял строитель. Впоследствии с небольшими перерывами Дмитровский монастырь возглавляли архимандриты.

 



 
PR-CY.ru