ДЕГРАДАЦИЯ - Страница 2

Если лишённый сана продолжал совершать богослужения, он подлежал отлучению. Деградации могли быть подвергнуты все духовные лица, за исключением папы Римского. Деградация священнослужителя совершалась несколькими епископами, их число определялось в соответствии с саном лица, подлежащего деградации. С развитием инквизиции в XIII в. из этого правила делались исключения для более эффективной борьбы с еретиками. Деградацию клириков младших чинов (аколит, экзорцист, лектор, остиарий) проводил епископ обычно в присутствии светского судьи, которому подвергшийся деградации передавался затем для наказания. Процедура деградации состояла из двух этапов: вынесения судебного приговора о деградации (degradatio verbalis) и церемонии деградации (degradatio actualis, или realis). Различие между двумя процедурами было введено папой Бонифацием VIII. Как правило, церемония деградации проходила в храме, хотя она могла совершаться и на площади. Осуждённый представал перед епископом или епископами в полном облачении, приличествующем сану, держа литургические предметы (чашу, сосуд, книгу и т.д.), соответствующие его обязанностям в богослужении. Епископ, совершая деградацию, поочередно отбирал у него эти предметы и элементы облачения в порядке, обратном их вручению при совершении рукоположения, заканчивая альбой. Взамен отнятых облачений осуждённому выдавалась мирская одежда. В Средние века церемония деградации сопровождалась удалением осуждённому тонзуры, которая символически соскабливалась или срезалась ножом или осколком стекла. Некоторые раннесредневековые источники упоминают также аналогичную процедуру удаления знака помазания с рук осуждённых епископов и священников в тех местах, которые были помазаны миром при рукоположении. В Римском «Понтификале», который окончательно сложился к XV в., уже подчёркивался символический характер подобных операций, их предписывалось совершать без пролития крови. В заключение епископ, проводивший деградацию, объявлял осуждённого низложенным, лишённым сана, должности, бенефиция и привилегий духовного лица, и передавал его во власть присутствующего светского судьи для вынесения ему приговора и соответствующего наказания. Эта передача, как правило, сопровождалась формальной просьбой о милосердии к осуждённому, однако за тяжкие преступления, караемые в церковном праве деградацией, светское законодательство в большинстве случаев предусматривало смертную казнь или членовредительство. Деградация как самое тяжкое наказание для духовных лиц подразумевает полную потерю сана, должности и всех привилегий духовного сословия навечно. Вместе с тем, согласно разработанной западными средневековыми богословами сакраментологии, считается, что, поскольку совершённое по всем правилам рукоположение в сан обладает неизгладимостью (character indelebilis), лишённый сана и возвращённый в мирское сословие не может быть освобождён от обета безбрачия.

 



 
PR-CY.ru