«DIGNITATIS HUMANAE» - Страница 6

Отдельно упоминаются права семьи, где родители могут «самостоятельно определять порядок религиозного воспитания своих детей», а их нарушением признаётся принуждение детей «посещать уроки, не отвечающие религиозным убеждениям родителей», навязывание системы образования, полностью исключающей религиозное воспитание. Забота о религиозной свободе возлагается на граждан, социальные группы, церковь, прочие религиозные общины и особенно на гражданскую власть, которая обязана законодательно защищать религиозные свободы всех граждан и обеспечивать условия для выполнения этих законов, а также пресекать в соответствии с юридическими нормами злоупотребления в сфере религиозной свободы. Власть не имеет права предписывать или запрещать человеку религиозные акты, навязывать исповедание или отвержение какой-либо религии, ограничивать вхождение в религиозные общины или их оставление, применять силу для уничтожения религии или чинить препятствия для верующих. Вторая часть декларации посвящена тому, что учение о религиозной свободе коренится в Священном Писании, и именно на этом основании базируются общие принципы декларации. Документ соотносит содержащееся в Священном Писании и у св. отцов требование добровольности акта веры с принципом религиозной свободы. Вслед за приведением многих примеров из Нового Завета о проповеди Христа и апостолов, не принуждавших к принятию веры, декларация утверждает, что церковь следует этому пути и сохраняет учение о религиозной свободе, хотя в её истории и совершались действия, противные евангельскому духу. Признание права на религиозную свободу за всеми людьми и религиозными общинами тесно связано с требованием признания свободы церкви – «основополагающего принципа отношений между Церковью и гражданскими властями и всем гражданским строем». К благу общества относится свобода действий церкви в той мере, в какой это требуется для спасения людей, поэтому «в человеческом обществе и перед лицом любой публичной власти Церковь отстаивает за собой свободу, будучи духовной властью, установленной Христом Господом». Декларация ознаменовала сближение современного социального учения католической церкви с либеральной системой ценностей, отвергавшейся ею со времени Французской революции 1789–1799 гг. Впервые идея свободы человека в религиозных вопросах была затронута папой Пием VI в послании «Quod aliquantulum» к епископам из французского Национального собрания (1791 г.), в котором одновременно осуждались принципы «Гражданской конституции духовенства» – свобода совести и невмешательство власти в религиозную сферу (1790 г.).

 



 
PR-CY.ru