«DIGNITATIS HUMANAE» - Страница 2

В начале второй сессии в сентябре 1963 г. американские епископы во главе с кардиналом Фрэнсисом Спеллманом потребовали от Генерального секретариата Собора поставить вопрос о религиозной свободе в список тем для обсуждения и принять за основу текст Секретариатом по содействию христианскому единству. Под их давлением папа Павел VI дал указание кардиналу А. Оттавиани и богословской комиссии вынести окончательное решение по документу о религиозной свободе. Несмотря на серьёзные разногласия среди членов комиссии, 11 ноября большинством голосов текст о религиозной свободе, являвшийся пятой главой проекта «Об экуменизме», был одобрен для рассмотрения и 19 ноября представлен участникам Собора епископом Эмилем Жозефом де Смедтом. Из-за развернувшихся дискуссий по проекту «Об экуменизме» тема религиозной свободы затрагивалась лишь в ряде выступлений, а сам текст пятой главы не был принят к обсуждению. К весне 1964 г. в Секретариат по содействию христианскому единству поступило 380 письменных замечаний и поправок участников Собора по содержанию пятой главы, многие из которых указывали на её противоречие традиционному учению католической церкви о её месте в гражданском обществе, на отсутствие чёткого определения свободы, достоинства личности и границ принуждения в религиозных вопросах. В ряде отзывов предлагалось основывать религиозную свободу не на достоинстве или правах человека, а на идее независимости религиозной сферы от государственной власти. По представлению кардинала Ф. Спеллмана с этого периода к работе над документом был привлечён американский теолог-иезуит Джон К. Мюррей, которому с 1954 г. Верховная конгрегация Sanctum Officium запрещала публиковать статьи и исследования о религиозной свободе по причине его склонности к либерализму. В апреле 1964 г. папа Павел VI согласился с предложением координационной комиссии преобразовать пятую главу в отдельную декларацию, исправленный текст которой был разослан 27 апреля 1964 г. всем участникам Собора. Дискуссии по проекту декларации на третьей сессии (23–25 сентября 1964 г.) выявили устойчивую оппозицию этому документу со стороны консервативной части Собора, представленной многими членами Римской курии, группой соборных «интегристов» «Coetus Internationalis Patrum», а также большинством епископов Испании и Италии, негативно оценивавших провозглашение равенства в гражданских правах католической церкви и других религиозных общин в католических странах. Открытую поддержку декларации выразили большинство американских и германских епископов (что объясняется многоконфессиональностью их стран), французские епископы, теологи-консультанты «прогрессистского» направления. Несмотря на серьёзную критику, доходившую до требований полного отказа от декларации,

 



 
PR-CY.ru