«DIGNITATIS HUMANAE»

«DIGNITATIS HUMANAE» (лат. – «Достоинство человеческой (личности)») – декларация второго Ватиканского собора о религиозной свободе, т.е. о праве личности и объединений на общественную и гражданскую свободу в вопросах религии; принята на четвёртой сессии Собора и утверждена папой Римским Павлом VI 7 декабря 1965 г. В период подготовки Собора проблемы религиозной свободы, взаимоотношений Римско-католической церкви и государства и отношений католических государств к другим конфессиям и религиям были затронуты в двух проектах документов. В проекте конституции «О Церкви», подготовленном богословской комиссией под руководством кардинала Альфредо Оттавиани, содержалась глава «Отношения между Церковью и государством и религиозная терпимость», в которой отражалась традиционная позиция католической церкви (государство не должно быть нейтральным в религиозной сфере; гражданская власть обязана обеспечивать свободное исповедание гражданами католической веры и умерять публичные проявления других культов в той мере, в какой они, по определению католической церкви, «подвергают опасности вечное спасение граждан»). Одновременно в Секретариате по содействию христианскому единству под руководством кардинала Августина Беа с конца 1960 г. готовился документ о религиозной свободе, т.к. представители Всемирного Совета Церквей требовали от Римско-католической церкви чёткой позиции по этому вопросу для развития экуменического диалога. В августе 1961 г. разработанный Секретариатом по содействию христианскому единству и составленный Брюггским епископом Эмилем Жозефом де Смедтом проект конституции «О религиозной свободе», признававшей право каждого человека на свободу совести и обязанность государства по её защите, был направлен в Центральную подготовительную комиссию Собора. В июне 1962 г. проекты богословской комиссии и Секретариата по содействию христианскому единству были одновременно рассмотрены на заседании Центральной подготовительной комиссии, во время которого произошло столкновение мнений кардиналов А. Оттавиани и А. Беа. По решению папы Римского Иоанна противоречия между двумя документами должна была разрешить смешанная комиссия, однако она так и не приступила к созданию единого текста. После окончания первой сессии Собора в апреле 1963 г. Секретариатом по содействию христианскому единству был составлен новый проект документа, который представлял достоинство человеческой личности как общее основание религиозной свободы и прàва человека исповедовать ту религию, какую принимает его совесть. Летом того же года по настоянию богословской комиссии вопрос о религиозной свободе был исключён из списка тем, предназначенных для обсуждения на следующей сессии; тем не менее, в июле Секретариату по содействию христианскому единству удалось добиться внесения подготовленного им текста (textus prior) в проект документа «Об экуменизме».

 



 
PR-CY.ru