«ДЬЯКОНОВЫ ОТВЕТЫ» - Страница 3

О.К. Беляева выявила ряд сборников, созданных в дьяконовской среде и содержащих корпус текстов, которые были подобраны Т.М. Лысениным. Эти тексты представляют собой приведённые в систему свидетельства в пользу старых русских обрядов, почерпнутые из рукописных и старопечатных книг, икон, предметов церковного искусства. В сборниках, которые Т.М. Лысенин называл «книги» и датировал 1706–1713 гг., он сумел охватить значительный круг вопросов, составлявших предмет полемики между сторонниками и противниками богослужебной реформы. Наиболее полно разработал вопросы формы перстосложения при крестном знамении и иерейском благословении, сугубой аллилуии, написании имени Спасителя. По мнению исследователей, обратившись за помощью при составлении ответов к Андрею Денисову, Т.М. Лысенин передал выговскому киновиарху свои наработки. Исследователи установили, что два дьяконовских сборника с подборками Т.М. Лысенина (Российская государственная библиотека) имеют вставки и пометы, выполненные ранними выговскими почерками, что подтверждает факт их раннего бытования на Выге. Анализ «Дьяконовых ответов» и близких к ним «Поморских ответов» показывает, что в том и в другом сочинении были использованы доказательства, собранные Т.М. Лысениным. Из «книг» этого начётчика была заимствована большая часть ссылок на древние рукописи и иконы; многие доказательства перешли в «Дьяконовы ответы» в той же последовательности, в которой приводились в подборках Т.М. Лысенина. Помимо материалов Т.М. Лысенина составители «Дьяконовых ответов» (и «Поморских ответов») использовали старообрядческие апологетические сочинения, созданные в XVII в., в частности, «Сказание о новых книгах» Геронтия (Рязанова, Соловецкого) 1667 г. По отношению к «Дьяконовым ответам» выговские книжники выступили не только как редакторы, но и как составители. В одних случаях они дополнили свидетельства Т.М. Лысенина своими, собранными из рукописных и печатных источников, в других – опирались только на собственные материалы (Т.М. Лысенин не мог предвидеть всех вопросов Питирима). Выговским книжникам принадлежит заслуга разоблачения созданных православными апологетами в целях полемики со старообрядцами «Деяния на еретика Мартина» и так называемого Требника митрополита Феогноста (по сообщению Жития Андрея Денисова, эти рукописи на Печатном дворе изучал выговский насельник Мануил Петров). Критический анализ этих фальсификаций, впервые изложенный в «Дьяконовых ответах», затем в «Поморских ответах», дал основание Василию Григорьевичу Дружинину назвать выговских книжников «первыми палеографами». О.К. Беляева выявила четыре списка «Дьяконовых ответов», изучение которых позволило ей охарактеризовать редакторский труд выговских книжников. В этих черновых списках видна тщательная работа по внесению дополнительных свидетельств и редактированию текста с целью снизить его полемическую направленность.

 



 
PR-CY.ru