БАНДМАНН Гюнтер

БАНДМАНН Гюнтер (1917–1975 гг.) – немецкий историк и теоретик искусства, исследователь христианской средневековой архитектуры. После окончания Кёльнского университета (1942 г.), где занимался происхождением архитектурной формы вестверка (ученик Э. Кауфманна), становится ассистентом, приват-доцентом и профессором в Бонне (1949–1965 гг.). В 1965–1970 – ординарный профессор в Тюбингене, затем вновь в Бонне. Гюнтер Бандманн – один из основоположников (наряду с Рихардом Краутхаймером, Хансом  Зедльмайром, Андре Грабаром и др.) иконологического подхода к средневековому зодчеству, выявляющего наряду с буквальным и переносное, «дополнительное», значение архитектуры через обращение к религиозным, мифологическим, литературным, философским, социальным и идеологическим контекстам. По мнению Гюнтера Бандманна, разные типы сознания порождают и разные типы дополнительного значения: символическое свойственно архаическим культурам, аллегорическое типично для Античности и Средневековья, эстетическое отличает современный, секуляризированный взгляд на искусство. Он также выделил промежуточный тип дополнительного значения – исторический, который сопутствует отчасти аллегорическому, отличаясь от него сознательным обращением в прошлое. Особое внимание Гюнтер Бандманн уделял проявлениям того или иного типа значения на формально-стилистическом и морфологическом уровнях. С его точки зрения, наиболее адекватный метод изучения архитектуры как носителя значения – структуралистский. Концепция Гюнтера Бандманна была сформулирована в его основном труде «Средневековая архитектура как носитель значения» (1949 г.) и повторена в качестве резюме в статье «Иконология архитектуры» (1951 г.). В своих работах Гюнтер Бандманн также наметил общий контур «иконологии орнамента» и «иконологии материала». Критики Гюнтера Бандманна указывали на «внехудожественный» характер его «иконологии архитектуры», выводящей исследователя за пределы искусства, на недостаточное внимание к культовому, богослужебному, литургическому характеру средневековой архитектуры, обладающей также и сакральным значением. В свою очередь, для Гюнтера Бандманна теория автономного развития художественных форм представлялась «фикцией», а искусство – всего лишь средством достижения человеком более значимых целей.

 
PR-CY.ru