БРАТЬЯ ГОСПОДНИ

БРАТЬЯ ГОСПОДНИ – неоднократно упоминаемые в Новом Завете родственники Иисуса Христа, игравшие впоследствии большую роль в жизни первохристианской церкви. Следуя евангельской истории, первое упоминание братьев Иисуса относится к событию, когда после совершения чуда в Кане Галилейской Иисус пришёл в Капернаум: «Сам и Матерь Его, и братья Его, и ученики Его» (Ин. 2:12). Синоптические Евангелия упоминают братьев Иисуса в рассказе о том, как во время одной из Его проповедей в Галилее «Матерь и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним», и в ответ на замечание Его слушателей об этом Иисус сказал: «Кто будет исполнять волю Отца Моего небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф. 12:46–49; Мк. 3:31–35; Лк. 8:19–21). Упоминаются и имена четырёх братьев Иисуса, а также сёстры в рассказе о том, как жители Назарета, называемого в евангелиях «отечеством» Иисуса, удивляясь Его учению, восклицали: «Не плотников ли Он сын? Не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон и Иуда? И сёстры Его не все ли между нами?» (Мф. 13:55–56; Мк. 6:3). Евангелист Иоанн сообщает, что перед праздником кущей братья призывают Иисуса идти в Иудею и «явить Себя миру», хотя отмечает, что «братья не веровали в Него» (Ин. 7:3–10). Однако после Вознесения Господня апостолы пребывали в Иерусалиме уже вместе «с некоторыми жёнами и Мариею, Матерью Иисуса, и с братьями Его» (Деян. 1:14). Дважды упоминает о братьях Иисуса апостол Павел, и именно в его посланиях впервые появляется выражение «братья Господни». В 1 Кор. 9:5, рассуждая об апостольской власти, апостол Павел наряду с «прочими апостолами» и Кифой (т.е. апостолом Петром) упоминает и братьев Господних. В Гал. 1:19 он сообщает, что в первое своё посещение Иерусалима после обращения ко Христу он помимо Петра не видел никого из апостолов, кроме Иакова, брата Господня, который, по свидетельству этого же послания, почитался одним из «столпов» иерусалимской христианской общины (Гал. 2:9). Помимо имён четырёх братьев в дальнейшем встречаются имена двух сестёр: в апокрифической «Истории Иосифа плотника» (около 400 г.) их имена Лисия и Лидия (согласно изданию Тишендорфа – Ассия и Лидия). Епифаний Кипрский приводит другие имена: Мария или Анна и Саломея. Имя второго брата Иисуса в традиции передаётся неодинаково: Иосий – Иосиф – Иуст. Согласно церковному Преданию, братья Господни Иаков и Иуда являются авторами надписанных их именами посланий, вошедших в канон Нового Завета.

 



 
PR-CY.ru