БОСТРА

БОСТРА, Босра, араб. Бусра, тур. Эски-Шам, современная Бусра-эш-Шам – селение в юго-западной части Сирии, в горном массиве Эд-Друз (область Хауран), недалеко от границы с Иорданией. В прошлом – крупный административный и церковный центр, известный в настоящее время своими археологическими памятниками. Бостра, расположенная между пересыхающими руслами двух притоков реки Ярмук, известна с эпохи Маккавеев. Изначально это был самый северный форпост Набатейского царства, ставший со временем второй наряду с Петрой столицей набатеев. В 106 г. н.э. это царство было аннексировано Римом и превращено в провинцию Аравия. Город, перестроенный и укреплённый при императоре Траяне и получивший наименование Nova Trajana Bostra, стал столицей провинции, местом дислокации третьего Киренского легиона (во II – начале V вв.) и важным центром торговли на дороге между Дамаском и Красным морем и на границе земледельческих областей и пустыни. С момента основания провинция Аравия отсчитывалась так называемая эра Бостры (Aera Bostrensis), употреблявшаяся в местной монетной чеканке, а также в греческой и арабской эпиграфике Заиорданья. При императоре Александре Севере Бостра получила статус колонии, при императоре Филиппе Арабе, родившемся в окрестностях Бостры, город был возведён в ранг метрополии. Важное административное значение Бостра сохраняла и в византийскую эпоху. Исследователи полагают, что она не входила в состав арабского государства Гассанидов, существовавшего в Хауране в VI в., а управлялась непосредственно византийцами. Исчезновение набатейской государственности, быстрое угасание местной культуры и религии стали благоприятными факторами для распространения христианства. Ориген в первой половине III в. свидетельствует о существовании христианских общин с епископами почти во всех селениях провинция Аравия. Первым достоверно известным епископом Бостры был Берилл. Епископ Тит (360 гг.) был одним из известных церковных писателей своей эпохи. В церковно-административном отношении митрополия Бостры входила в состав Антиохийского патриархата, ей подчинялись 19 епископов в Хауране и Заиорданье. Большинство христиан города составляли арабы (население Бостры было, в основном, семитского происхождения, имелось небольшое число римлян и выходцев из других районов империи; в округе кочевали арабские племена). В VI в. епархия Бостры была затронута монофизитским расколом, патриарх Севир Антиохийский в 512 г. изгнал с местной кафедры православного епископа Юлиана и заменил его своим приверженцем. После начала гонений на монофизитов в 518 г. и до арабского завоевания Сирии монофизитские епископы Бостры, как полагают исследователи, в городе не жили, а перемещались вместе с племенами бедуинов, которые исповедовали монофизитство.

 



 
PR-CY.ru