«БУНДАХИШН»

«БУНДАХИШН» (пехл. «Bundahisn» – «Сотворение основы») – пересказ и комментарий одной из утраченных книг «Авесты» («Дамдат-наска»), посвящённой космогонии и космологии, сделанный на пехлеви. «Бундахишн» дошёл до нас в двух версиях: краткой (индийской), содержащей 13 тыс. слов, и полной (иранской, или «Большой Бундахишн») в 30 тыс. слов (36 глав). История мира, по «Бундахишн», насчитывает 12 тысячелетий, каждому соответствует знак зодиака (в главе 5 дан «гороскоп мира»): в первом, втором и третьем тысячелетиях мир пребывал в духовном состоянии, а творения были бессознательными, неподвижными и неосязаемыми; в четвёртом, пятом и шестом – мир перешёл в материальное состояние. В седьмом начался период «смешения» (добра и зла) и продолжался в восьмом и девятом тысячелетиях. Десятое – тысячелетие Зардушта (см. Заратуштра), которое длится по настоящее время. Определение каждого из шести тысячелетий «смешения» даётся в главе 33: первое длится от появления «единосотворенного» быка и первого человека Гайомарта до Йимы; второе – «правление злого Аждахака»; третье – от правления «злого Феридуна Манучихра» до правления Лохраспа и его сына Виштаспа. Четвёртое (в которое входит наше время) начинается с появления Зардушта. Виштасп получил от него «веру Ормазда» и распространил её. В этом же тысячелетии Александр Румийский завоевал Иран, убил магов, «погасил много огней», похитил и сжёг «Авесту»; Ардашир восстановил империю и маздаистскую веру. Пятое тысячелетие будет временем правления Ушедара, сына Зардушта. Оно закончится зимой Малкуш, которую смогут пережить существа, спасшиеся в убежище, построенном Йимой. Шестое будет тысячелетием Ушедармаха, второго сына Зардушта, оно также будет сопровождаться бедствиями и несчастьями и закончится с приходом «Спасителя» – Сошйансы, третьего сына Зардушта. Ормазд (см. Ахура Мазда), пребывающий в вышине, в «области света», был отделён безвоздушным пространством от Ахримана, пребывавшего во тьме, «в самом низу»; затем Ахриман напал на Ормазда, и тот создал мир во времени и пространстве и заключил со своим противником договор о продолжительности их борьбы. Первыми сотворёнными созданиями являлись семь «бессмертных святых» – амахраспанды: Ормазд покровительствует человеку, Вахман – скоту, Ардвахишт – огню, Шахривар – металлам, Спандармад – земле, Хордад – водам, Амордад – растениям. Каждому из них противостоит дэв, созданный Ахриманом. Подробно роль и функции каждого амахраспанды описываются в главе 26, Ахримана и дэвов – в главе 27. Вечными кроме Ормазда являются вера, пространство и время.

 



 
PR-CY.ru