«БРАХМАНЫ»

«БРАХМАНЫ» – группа древнеиндийских священных текстов, ритуальный и мифологический комментарий к «Ведам». Этимологически термин может быть понят как «содержащий интерпретацию брахмана» и как «созданный брахманами», т.е. сословием жрецов. Период создания «Брахманов» исследователи предположительно определяют X–VII вв. до н.э. Эти тексты, в основном, прозаические и содержат ритуальные предписания (видхи) и разъяснения (артхавада), причём последние относятся как к деталям ритуала, так и к текстам сопутствующих ведийских гимнов. «Брахманы» примыкают к различным ведам (самхитам) и принадлежат различным школам ведийской экзегезы. К «Ригведе» относятся «Брахманы» «Айтарея» и «Каушитаки», к «Яджурведе» – «Тайттирия» (традиция «Чёрной Яджурведы») и «Шатапатха» («Белая Яджурведа»), самая большая по объёму и наиболее интересная по содержанию из «Брахманов». Это название исследователи переводят как «Брахмана ста путей», что определяет деление текста на сто глав. Среди «Брахманов» Самаведы важнейшими являются «Панчавимша» и «Джайминия». Позже других, как полагают исследователи, появилась «Брахмана», приписанная к «Атхарваведе», – «Гопатха». Ряд текстов, известных в древности, до настоящего времени не дошли. Идейное содержание «Брахманов» составляет мистика жертвенного обряда. Детали ритуала жёстко сопрягаются с элементами мифа и с различными составляющими космоса; таким образом утверждается мысль о связи (или тождестве) акта жертвоприношения с процессами, протекающими в мифологическом космосе (или психокосме). Специалисты выявляют в «Брахманах» элементы «протонаучных» теорий: из концепции «жизненных дыханий» (пран) впоследствии развилась традиционная древнеиндийская физиология; на базе мистической фонетики, грамматики и приёма «этимологической реинтерпретации», призванной обнаружить глубинное мистическое значение в каждом слове обрядовых формул, образовалась классическая индийская лингвистика. В тексты «Брахманов» вкраплены древнейшие в индийской литературе изложения мифов (в гимнах вед мифы лишь подразумеваются, сжаты до эпитетов божеств, даны краткими отсылками или намёками), сказания эпического характера, легенды. Наиболее известны сказание о любви царя Пурураваса и небесной девы Урваши («Шатапатха-брахмана»), индийская версия мифа о потопе (там же), сюжет о чудесном спасении силой молитвы приносимого в жертву брахманского сына Шунахшепы («Айтарея-брахмана»).

 
PR-CY.ru