БЕЛЫЙ МОНАСТЫРЬ

БЕЛЫЙ МОНАСТЫРЬ – монастырь (апы) Шенуте, Дейр-эль-Абьяд, Дейр-Анба-Шенуда) в Верхнем Египте; расположен на краю Ливийской пустыни, примерно в 10 км к северо-западу от современного города Сохаг. Основан апой Пжолем около 340 или 350 г., дядей Шенуте, или самим Шенуте в начале V в. Белый монастырь является одним из древнейших памятников христианской архитектуры Египта. Название «Белый монастырь» (араб. Дейр-эль-Абьяд) стало широко употребляться не раньше XIII в. Первые сведения о монастыре содержатся в «Житии Шенуте». Как полагают исследователи, сначала монастырь имел небольшие размеры, там находился колодец и склад. В Житии говорится о знамении, которое способствовало строительству монастырской церкви. Шенуте явился Иисус Христос и повелел построить церковь. Шенуте ответил, что у него нет средств на строительство, тогда ему было велено идти в пустыню, где он обнаружил кошель с деньгами. На эти деньги были наняты рабочие для строительства. Исследователи предполагают, что вместе со строительством церкви велась перестройка всего монастыря. Помимо церкви в источниках упоминаются также кельи монахов, двор, 11 печей, хранилища для хлеба. Судя по проповедям Шенуте «О нашествии эфиопов», монастырь в его время был крупным центром, который мог разместить и накормить окрестное население, пострадавшее от набега кочевников. Известны имена некоторых архимандритов монастыря, бывших после Шенуте: Виса (Беса), автор Жития Шенуте; Зиновий, секретарь Шенуте; Пётр (V–VI в.); Геннадий (VIII в.). О Белом монастыре неоднократно упоминается в «Истории Александрийских Патриархов» (Х в.). Абу-ль-Макарим в трактате (раньше неверно приписанном Абу Салиху, XII в.) сообщает о захоронениях в монастыре апостолов Варфоломея и Симона Кананита, о могиле Шенуте, находившейся на вершине горы, в районе Атрипе (разорена во время вторжения Ширкуха в XII в.). В качестве особой святыни в монастыре хранился деревянный, отделанный слоновой костью ящик с книгами, в которые Шенуте записывал пожертвования монастырю. Арабский учёный Якут (XII–XIII вв.) упоминает о Белом монастыре в своём географическом словаре. Небольшую заметку о монастыре оставил аль-Макризи (XV в.). Он отмечает древность монастыря, правильно локализует его и указывает общую площадь (7,5 акров), но в то же время сообщает, что монастырь разрушен, и ничего, кроме церкви, не сохранилось. Самые поздние упоминания о Белом монастыре в арабских источниках относятся к XVII в. С XVII в. Белый монастырь посещают европейцы (Иоганн Микаэль Ванслеб, Клод Сикар, Ричард Покок). Со времени французского похода Наполеона I Бонапарта в Египет Белый монастырь был неоднократно описан как очевидцами (например, Домиником Виваном Деноном), так и компиляторами.

 



 
PR-CY.ru